История развития налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:35, реферат

Краткое описание

Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:

- сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;

- высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;

- рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;

- снижение активности банковской системы;

- растущая скрытая и явная безработица;

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НП.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Ситуация изменилась коренным образом с переходом к новой экономической политике, провозглашенной на Х съезде большевистской компартии в марте 1921 г., когда начался процесс 'размораживания рыночных отношений'. Естественно, возникает необходимость восстановления финансовой системы государства, а с появлением частной собственности - и институтов сбора налогов. Хотя полное восстановление прежней податной системы было невозможным, постоянно растущие нужды государства требовали использования всех возможных форм прямого и косвенного налогообложения.

 

Уже на съезде было принято решение о замене продразверстки продналогом, что, собственно, и положило начало новой экономической политике. Размер налога был в два раза меньше по сравнению с разверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточное крестьянство. Остатки продукции можно было реализовывать по свободным ценам на рынке. Разрешались (правда, в крайне ограниченном размере) аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной, сельскохозяйственной и других. В городе частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие промышленные и торговые предприятия. К середине 20-х годов капиталистический сектор включал примерно 20% промышленных объектов, где производилось 5% всей продукции. В розничной торговле частные предприниматели контролировали около 53% товарооборота. У населения появились свободные денежные средства, и государство приступило к планомерному их изъятию с помощью системы налогов.

Ослабленность органов налогового контроля и полное отсутствие данных для определения платежеспособности различных категорий налогоплательщиков заставляли государство использовать наиболее примитивные способы налогообложения. Советское правительство прибегало к крайне упрощенному, но гарантирующему достаточные поступления общегражданскому налогу, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды.

В 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарения, гербовый сбор. Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки и пиво, сахар, керосин и смазочные масла, текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась прежде всего низкой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов.

Для непосредственного взимания прямых налогов и осуществления контроля за своевременностью их уплаты была создана система финансовых инспекторов и агентов. Сбор акцизов возлагался на инспекторов косвенных налогов и их помощников, а сельскохозяйственного налога - на волостные и районные исполкомы. Централизованное руководство процессом сбора налогов осуществляли наркоматы финансов СССР, союзных и автономных республик, уполнаркомфины, а также областные, губернские, окружные и уездные финотделы. Причем ставки налогов были непомерно высокими, ведь государству все время требовались дополнительные денежные средства для реализации различных 'проектов'. Закономерным ответом стало массовое уклонение от уплаты налогов. Стремление государства искоренить подобные проявления привело к резкому усилению мер уголовных репрессий, направленных против налоговых правонарушений. В Уголовном кодексе РСФСР в редакции от 1922 г., в разделе 'Преступления против порядка управления' содержался целый ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления против порядка налогообложения. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти.

С момента введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля в общей преступности и среди преступлений против порядка управления становится весьма значительной. В 1922 г. по РСФСР из общего числа 107 704 осужденных за преступления против порядка управления 20 572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов, в то время как за преступления против личности осуждены всего 19 476 человек, а за должностные преступления - 16 241 человек. В 1924 г. в СССР за уклонение от уплаты налогов были осуждены уже 26 152 человека. Большое число дел о налоговых преступлениях привело даже к необходимости создания налоговых судов. Однако преступлений не становилось меньше. Думается, небезынтересным будет рассмотрение способов уклонения от уплаты налогов, применявшихся 'нэпманами'. Одними из самых распространенных являются 'ликвидация предприятия' на тот момент, когда наставала обязанность платить налоги, а также создание кооперативов, которые пользовались налоговыми льготами. В среде розничных торговцев и владельцев питейных заведений не менее популярным способом ухода от налогов была так называемая подыменная торговля. Ее суть сводилась к осуществлению торговли на основании патентов, приобретенных на подставных лиц (например, на имя инвалида, который имел право осуществлять торговлю по бесплатному патенту). Часто применялось ведение двойных книг, когда в первом экземпляре, предназначенном для предъявления налоговому инспектору, отражались лишь незначительные сделки. Во второй же книге все сделки отражались в полном объеме, но предназначалась она только для хозяина. Трудно не заметить, что наши нынешние предприниматели недалеко ушли от 'нэпманов' двадцатых годов. Конфискационное налогообложение, дополненное прямым административным нажимом, способствовало полному свертыванию к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле. В итоге основным плательщиком налогов становятся государственные предприятия, которые не были заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения. Такая ситуация сохранялась все семьдесят лет советской власти.

Таким образом, налоговую преступность как общественно опасное явление нельзя назвать новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение вне налоговой системы. Такое положение вещей сохранялось до перестройки и перехода к рынку. Как же обстоит дело сейчас? Но прежде чем приступить к детальному анализу проблемы сбора налогов, попытаемся определить причины, по которым люди не платят налоги.

 

 

 

 

 

2. Основные причины и условия нарушения налогового законодательства

 

Можно выделить ряд причин, побуждающих налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов - это моральные, политические, экономические и технические причины сокрытия доходов.

 

Моральные причины проявляются в несоответствии налоговых законов принципам всеобщности, постоянства и беспристрастности.

 

В России проявление моральной проблемы в процессе уплаты налогов значительно глубже. С одной стороны, это непосильный налоговый гнет, с другой - отсутствие правовой культуры у наших соотечественников. Безусловно, данные явления порождены вполне объективными причинами. Ни один предприниматель не согласится отдавать в виде налогов 90% своей прибыли, а зачем иначе иметь свое дело. Соответственно изобретаются различные способы ухода от уплаты налогов. Что касается отсутствия правовой культуры, то трудно ожидать иного после семидесяти лет господства государства во всех сферах жизни. Раньше частная собственность отсутствовала, а все налоги государство собирало централизованно. Сейчас свобода предпринимательства и отсутствие должного правового регулирования в совокупности с неопытностью государства в вопросах сбора налогов со вновь появившихся объектов налогообложения парализуют работу налоговых органов и мало способствуют формированию должных взглядов граждан на их обязанности по уплате налогов. Кроме того, проблема осложняется тем, что государство не считает нужным проводить профилактическую политику, способствующую росту правосознания: информирование населения о целях расходования получаемых средств, порядке уплаты налогов и мерах ответственности за несоблюдение налоговых обязательств, - публично осуждая лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

 

Политические причины неуплаты налогов связаны с регулирующей функцией налогов, т. е. с тем, что государство осуществляет перераспределение денежных средств для выполнения своих функций. При этом фискальная функция налогов часто преобладает над стимулирующей, что проявляется в стремлении государства не столько к стимулированию развития производства и предпринимательства для расширения налоговой базы, сколько к сбалансированию бюджета. Для России такая ситуация является неприемлемой, поскольку в существующих условиях экономического спада государство, наоборот, должно всеми силами стремиться стимулировать развитие промышленности, а у нас почему-то государство возлагает основную тяжесть налогового бремени именно на предприятия.

 

К политическим причинам следует отнести и распространенное в России явление, когда целые регионы и территории (в лице местных властей) встают на путь открытого отказа от перечисления налогов в федеральный бюджет. Так, в 1994 г. Башкирия платила в Центр 10% (по другим данным - 13%) налога на прибыль, а граничащая с ней Пермская область отдавала 50% того же налога. Как результат, в Пермской области нечем было платить заработную плату бюджетным организациям, а в соседствующих районах Башкирии продовольствие дотировалось и цены на него были гораздо ниже. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим налогам. В итоге федеральный центр занимается перераспределением федеральных налогов для латания дыр в местных бюджетах.

 

Не менее важными являются и экономические причины уклонения от уплаты налогов, а некоторые исследователи даже ставят их на первое место. С одной стороны, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения. Но, с другой стороны, что особенно актуально в наших нынешних условиях при высоких налоговых ставках, уплата налога в полном объеме может существенно ухудшить положение физического или юридического лица вплоть до закрытия последнего. Соответственно возникает противоречие между интересами собственников и государства. Причем оправдание можно найти и тем и другим. Государству необходимы средства для выполнения своих функций, и, следовательно, оно постоянно повышает уровень налогообложения, а налогоплательщик не может платить 'обдирающие' налоги, поскольку налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшие оборудование и технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги.

 

Что касается технических причин неуплаты налогов, то они связаны прежде всего с несовершенством форм и методов контроля. Так, в настоящее время бытует мнение, что только глобальный контроль за исполнением обязанностей по уплате налогов способен увеличить собираемость налогов. Безусловно, в этом есть рациональное зерно, но вряд ли сейчас это возможно для России. Мы, к сожалению, не обладаем должным опытом сбора налогов: регулирование хозяйственной деятельности путем запретов и детальной регламентации, существовавшее ранее, оказалось неприспособленным для изменившихся рыночных условий. И не надо видеть в этом вину государства, ведь не стоит забывать, что формирование налоговой системы РФ, отвечающей современным условиям, началось лишь в 1991 г., тем более что 'закручивание гаек' всегда вызывает противодействие.

 

 Российское налоговое право  отличается излишней объемностью и сложностью. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя огромное количество законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Дополнительные трудности создают и постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство. Это вызывает неоправданные трудности у добросовестных налогоплательщиков, так как они просто не успевают следить за изменениями в законодательстве, а недобросовестные налогоплательщики, наоборот, получают возможность уклоняться от уплаты налогов.

Здесь также можно указать на непроработанность ряда положений в налоговом кодексе. Ответственность налогоплательщиков чрезвычайно распылена: нормы налогового права мы можем найти и в гражданском кодексе, и в законодательстве субъектов РФ и органов местного самоуправления, в нормативных актах таможенных органов.

По новому кодексу на граждан не распространяется принцип равенства перед законом, так как исключена не только прямая материальная, но и всякая ответственность налоговых органов и их должностных лиц перед налогоплательщиками. Кодекс предусматривает ответственность только для налогоплательщиков, освобождая от каких-либо санкций других участников налоговых отношений.

Ущемление прав налогоплательщика можно усмотреть и в различии процессуальных возможностей при защите охраняемых законом интересов. В данном случае речь идет о том, что отношения налоговых органов и аудиторских фирм в кодексе никак не урегулированы, в то время как это крайне необходимо, если припомнить, что интересы вневедомственного финансового и государственного контроля различны (государственные органы отстаивают интересы государства, а финансовый контроль аудиторских фирм направлен на защиту интересов налогоплательщиков). Аналогичная ситуация складывается в отношениях прокурора, полномочия которого прописаны в налоговом законе, и адвоката, права которого не определены. Все это влечет нарушения таких основополагающих принципов, как равноправие и состязательность сторон. При желании можно найти еще огромное количество различных коллизий, свидетельствующих о непроработанности нашей нормативной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общая характеристика налоговых правонарушений

 

Как отмечают многие ученые, российская налоговая система, введенная в начале 90-х годов, зарождалась в условиях политической борьбы России за суверенитет и независимость от Центра. Основной акцент при формировании новой системы налогообложения законодателем был сделан на урегулировании экономических вопросов, затрагивающих количество и видовую направленность налогов, размер налоговых ставок и распределений налоговых платежей по бюджетам различных уровней. Что же касается юридических проблем, то они были отодвинуты на второй план. Поэтому не удивительно, что наша налоговая система содержит столько противоречий. Эту проблему в какой-то степени разрешил Налоговый Кодекс. В свете вышесказанного следует остановиться на основных понятиях, введенных Налоговым Кодексом, а лишь потом переходить к характеристике налоговых правонарушений.

Информация о работе История развития налоговой системы в России