Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:56, курс лекций
32. Принципы распределения прибыли на предприятии
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятий формируется на базе государственного или муниципального имущества.
Финансовые отношения между учредителями строятся по-разному в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования.
·На содержание финансовых
отношений и организацию
Так, в сельском хозяйстве
природно-климатические
Организации и предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потребление способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и др.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов. Имеются и свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в запасы товарно-материальных ценностей. Все это находит свое отражение в процессе формирования финансовых ресурсов и их планировании.
44. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ФПГ
Финансово-промышленные группы
(ФПГ) представляют собой многофункциональные
структуры, образующиеся в результате
объединения капиталов
Международная финансово-промышленная группа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Характерной чертой развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Создание финансово-
1) по способу формирования:
по инициативе участников; по
решению государственных
2) по типу организационного
построения: горизонтальные – объединение
многопрофильных производств;
3) по форме собственности:
частные; смешанные;
4) по способу внутригруппового управления: холдинги; советы акционеров; трастовые компании;
5) по территориальным
границам осуществления
Характер деятельности ФПГ,
степень ее универсализации
Современной финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами, так и между самими филиалами. Выбор варианта финансирования какой-либо операции предопределяется общей стратегией фирмы.
Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:
– активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия;
– разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;
– активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.
Нередко по инициативе и
под контролем местной
Местная администрация при
этом предусматривает систему мер
финансовой поддержки ФПГ: освобождение
полностью или частично от налогов
на имущество; льготная аренда или передача
во временное безвозмездное
45. Финансовые аспекты деятельности ФПГ.
Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд
вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения
активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что
консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех
ее участников. Между тем
структура баланса
отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также
имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о
балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник
ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных
ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение принципов ведения
консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой
организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно
признание участников ФПГ
консолидированной группой
открывающее значительные возможности по свободному маневрированию
собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.
Объединение активов участников
ФПГ и ведение
должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как
внутри ФПГ, так и по
отношению к внешним
позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить
финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с
взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного
расходования.
Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может
оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное
использование позволяет
планировать себестоимость
консолидированного
свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы. Эта
свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в
рамках группы может происходить между формально различными юридическими
лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими
изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного
юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не
банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как
временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит
отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль.
Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет
центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового
законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это,
в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об
институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как
об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при
осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков
амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.
Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что
участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ,
будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из допускаемых законом
России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное” налогообложение”.
[4]
Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов.
Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь
исправляет в некоторой
степени закрепившуюся в
дробления взаимозависимых
финансово-хозяйственных
хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей
налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности,
что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых
производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные
стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности,
но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым
юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации
продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии
возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.
Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время
формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет
ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате
увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией
налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового
кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением
бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных
налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой
системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать
законодательство об ФПГ.