Налоговая политика и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ налогов и налоговой политики РФ, а так же рассмотрение способов совершенствования налоговой политики РФ.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи :
необходимо изучить само понятие “налоги” и “налоговая политика”
рассмотреть сущность и значение налоговой политики и налогов
изучить направления налоговой политики
рассмотреть вопрос совершенствования налоговой политики РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
1 Налоги и налоговая политика РФ…………...……………………………………4
1.1 Сущность налогов и налоговой политики….………………………….4
1.2 Динамика показателей налоговой политики…………………………..8
2 Налоговая политика и пути ее совершенствования…………………………...12
2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ……………….................12
2.2 Совершенствование налоговой политики РФ………………...............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Эконимическая теория.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

1 Налоги и налоговая политика РФ…………...……………………………………4

1.1 Сущность налогов и налоговой политики….………………………….4

1.2 Динамика показателей налоговой политики…………………………..8

2 Налоговая политика и пути ее совершенствования…………………………...12

2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ……………….................12

2.2 Совершенствование налоговой политики РФ………………...............16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………......21

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самое важное место в экономике  отводится налогам т.к. с помощью  налогов государство воздействует на рыночную экономику. Налогов определяют взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, и с вышестоящими организациями.

Так же государство использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая политика строится с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

Выбранная тема очень актуальна  в наши дни, потому что налоги, как  и вся налоговая система, являются главным инструментом в управлении экономики в условиях рынка. Эффективное функционирование всего народно-го хозяйства, зависит от правильного направление налоговой политики.                                                                                                              

Целью данной работы является анализ налогов и налоговой  политики РФ, а так же рассмотрение способов совершенствования налоговой  политики РФ.

Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи :

  • необходимо изучить само понятие “налоги” и “налоговая политика”
  • рассмотреть сущность и значение налоговой политики и налогов
  • изучить направления налоговой политики
  • рассмотреть вопрос  совершенствования налоговой политики РФ

Методология исследования основана на методах единства исторического  и логического, индуктивного и дедуктивного, анализа и синтеза, экспертных оценок, на системном подходе к изучаемым  проблемам.

Анализ данной проблемы проведен на основе теоретических материалов  интернет ресурсов и статей из экономических  журналов.

 

 

  1. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ.                                                                                                                 1.1 Сущность налогов и налоговой политики РФ.

Налоги  – это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.                                                                                                                                                                                        В настоящее время налоги являются основным источником дохода бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Систему налогов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога  – доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога  – величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота  –  полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Экономическая сущность налога заключается  в том, что они представляют собой  присвоение, централизацию и перераспределение  через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической  теории понятие налога и сбора  часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно  отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и  сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение  сбора.

Главное отличие налога от сбора  состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при  уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходство налога и сбора:

1. И налог, и сбор обязательны.

2. И налог, и сбор принудительны.

3. И налог, и сбор взимаются в пользу государства.

Законом может устанавливаться  и срок уплаты налога, в течении которого налогоплательщик обязан фактически вести налог в бюджет так же может устанавливаться и  срок уплаты налога, в течении которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Получа-  телем налога является бюджет или внебюджетный фонд [2, с. 74].

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Это является ключевым звеном экономической политики.

 При выборе какого-либо конкретного решения в  области налоговой политики влияют следующие факторы:

    • общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
    • уровень инфляции;
    • кредитно-денежная политика государства;
    • соответствие между сферой производства, которая находится под контролем государства и приватизированным сектором.

Результативность налоговой  политики в значительной мере зависит  от того, какие принципы государство  закладывает в основу.

Нередко к принципам налоговой  политики относят также соотношение  федеральных, региональных и местных  налогов.

Федеральные налоги (НДС, акцизы, водный налог, и др.).

Региональные налоги (налог на имущество организаций; транспортный налог).

Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно  развивающейся экономики стимулирует  расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или  иных принципов осуществляется структурная  и социальная направленность налогообложения.     В период кризисной ситуации налоговая  политика через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на вывод экономики  их кризиса.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, которые стремится достичь  государство, проводя указанную  политику. В современной мировой  практике наиболее широкое распространение  получили такие методы, как изменение  налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения  другими, изменение сферы распространения  тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введения или отмена налоговых льгот, введение дифференцированной системы налоговых ставок [1, с. 318].

Цели налоговой политики формируются  под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая  и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  важнейших целей:

1. Участие государства в регулировании экономики, направленном на стимули-рование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общест-венном воспроизводстве.

2. Обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных функций.

3. Обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

1. Высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбеж-но возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

2.   Низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат.

3.   Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Формирование налоговой  базы также является инструментом налоговой  политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или  уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы  или наоборот, ограничения для  расширения производ- ства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития [5, с. 432].

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который

представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все  же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие  коррективы вынуждено вносить государство  в свою экономическую политику.

1.2 Динамика показателей налоговой  политики.

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2011г. посту- пило налогов, сборов и иных обязательных платежей, административных ФНС России, на сумму 4786,3 млрд. рублей, что на 29,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 803,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7%. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам” (Приложение A).

Основную часть  налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в I полугодии 2011г. обеспечили поступления  налога на прибыль организаций – 26,2%, налога на добычу полезных ископаемых – 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан – 19,5%, налога на доходы физических лиц – 18,5%  (рис. 1).

Рис.1 Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в полугодии 2011 года.

В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4324,6 млрд. рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 273,9 млрд. рублей (5,7%), местных – 62,0 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 123,8 млрд. рублей (2,6%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в I полугодии 2011г. составило 1253,0 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 34,0%. В общей сумме поступлений по данному налогу в I полугодии 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,4 процентного пункта и составила 97,1%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 0,3 процентного пункта и составила 2,0%. В июне 2011г. поступление налога на прибыль организаций составило 181,9 млрд. рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 15,8%. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступление налога на прибыль организаций” (Приложение B).

Информация о работе Налоговая политика и пути ее совершенствования