Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:34, дипломная работа
Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических,
Введение
Глава 1. Основные аспекты развития и сущность налоговой системы РФ
1.1. История развития налоговой системы в России
1.2. Структура действующей налоговой системы РФ
Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения
2.2. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области
Заключение
Список литературы
Приложения
На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Налоговый
кодекс Российской Федерации - это единый,
взаимосвязанный и комплексный документ,
учитывающий всю систему налоговых отношений
в РФ. С его принятием в России окончательно
сформирована единая налоговая система.
Согласно п.1, 4 и 5 ст.1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ6. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту РФ и правительству и возглавляется руководителем в ранге министра.
Главная
задача Федеральной налоговой службы
РФ - контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
Первой
частью НК РФ установлено в целом тринадцать
видов налогов и сборов, в том числе восемь
федеральных, три региональных и два местных
налогов.
Таблица
1
Структура
налоговой системы в Российской
Федерации8
Федеральные налоги (НК РФ, ст.13 гл.1) | Региональные налоги (НК РФ, ст.14) | Местные налоги
(НК РФ4, ст.15) |
1. налог
на добавленную стоимость;
2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. налог на прибыль организаций; 5. налог на добычу полезных ископаемых; 6. водный налог; 7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8. государственная пошлина. |
1. налог на
имущество организаций;
2. налог на игорный бизнес; 3. транспортный налог. |
1. земельный
налог;
2. налог
на имущество физических лиц. |
Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти.
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда.
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.
В
зависимости от уровня налоговой
нагрузки на экономику страны налоговую
систему РФ можно отнести к
умеренно фискальной группе, обеспечивающей
налоговые изъятия с учетом платежей
социального характера до 30% ВВП.
Данную группу составляют налоговые
системы большинства стран
В
зависимости от доли косвенного налогообложения
налоговые системы можно
Российская
система налогообложения в
Рассмотрим поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет. Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Рис. 1. Структура
поступлений в федеральный бюджет по видам
налогов в 2009г. (в %)9
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговая система РФ является централизованной, наделяющей федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений.
В
зависимости от уровня экономического
неравенства доходов после их
налогообложения налоговые
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
Налоговая
система России в настоящее время
по своей общей структуре, принципам
формирования и перечню налоговых
платежей в основном соответствует
системам налогообложения, действующим
в странах с рыночной экономикой.
Основным ее недостатком являются устойчивые
тенденции увеличения доли косвенного
налогообложения10.
Глава
2. Проблемы совершенствования
налоговой системы
РФ
2.1.
Проблемы налоговой
системы по изъятию
налогов в бюджет и пути
их решения
Несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные – низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами – тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению.
В России система налогообложения многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.
Да и высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат.
По оперативным данным ФНС, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет РФ на 1 января 2010 г составила 675,4 млрд руб. По сравнению с 1 января 2009 г она увеличилась на 20,8 проц.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 января 2010 г составила 443,5 млрд руб и увеличилась по сравнению с 1 января 2009 г на 8,8 проц11.
Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2010 г составила 303,3 млрд руб - 44,9 проц от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2009 г она увеличилась на 35,7 проц.
Урегулированная задолженность на 1 января 2010 г составила 363,4 млрд руб. Из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 144,4 млрд руб, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 114,8 млрд руб12.
Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Другие
причины неплатежей - отсутствие средств
на счетах плательщиков, а также
низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков
в этой связи на основании постановления
правительства, а также нормативных
актов субъектов Федерации
Борьба с недоимкой наиболее эффективна, если сочетать правоприменительную и разъяснительную работу. Например, работа налоговых постов, которые устанавливаются на предприятиях-должниках и в торговых точках. Инспекторы контролируют деятельность недоимщиков и обеспечивают инкассирование наличных денег в счет уплаты долгов перед бюджетом.
Кроме того, как меру борьбы с недоимкой использовать арест имущества организаций-должников.
К предприятиям, не владеющие имуществом и какими-либо средствами для погашения недоимки, применять процедуру банкротства.
Помимо «силовых» способов сокращения недоимки использовать «моральный» метод воздействия на налогоплательщиков. Например, осуществлять вызов руководителей организаций в инспекции для отчета о проводимой работе по снижению недоимки.
Кроме таких радикальных мер можно сказать о необходимости упрощения налоговой системы с тем, чтобы налогоплательщики совершали меньше ошибок при подготовке налоговой отчетности.
Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он не уводил их в оффшор, а оставлял здесь.
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.