Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Краткое описание
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Содержание
Введение 3 Глава 1 Сущность налоговой системы 1.1 Структура налоговой системы. Принципы и функции налогообложения 5 1.2 Оптимальный размер налогообложения. Кривая Лаффера 10 Глава 2 Механизм налогового регулирования 2.1 Налоговый контроль 13 2.2 Налоговое планирование и прогнозирование в регионе 17 Глава 3 Налоговые поступления в бюджет 3.1 Шкала налогообложения 20 3.2 Характеристика Южного федерального округа 21 3.3 Динамика налоговых поступлений в бюджет всех уровней 27 Заключение 33 Список использованной литературы
1.1 Структура налоговой
системы. Принципы и функции
налогообложения
5
1.2 Оптимальный
размер налогообложения. Кривая
Лаффера
10
Глава 2 Механизм
налогового регулирования
2.1 Налоговый контроль
13
2.2 Налоговое планирование
и прогнозирование в регионе
17
Глава 3 Налоговые
поступления в бюджет
3.1 Шкала налогообложения
20
3.2 Характеристика
Южного федерального округа
21
3.3 Динамика налоговых
поступлений в бюджет всех
уровней
27
Заключение
33
Список использованной
литературы
35
Приложения
36
Введение
Налоги являются важным экономическим
рычагом, при помощи которого государство
воздействует на рыночную экономику. На
Западе налоговые вопросы давно уже занимают
почетное место в финансовом планировании
предприятий. В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести
к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство предприятия.
С другой стороны, правильное использование
предусмотренных налоговым законодательством
льгот и скидок может обеспечить не только
сохранность и полученных финансовых
накоплений, но и возможности финансирования
расширения деятельности, новых инвестиций
за счет экономии на налогах или даже за
счет возврата налоговых платежей из казны.
Эффективная налоговая система
и взвешенная налоговая политика является
ключевым звеном экономической политики
государства. Она представляет собой инструмент
регламентирования макроэкономических
пропорций, между доходами и расходами
государства. В условиях рыночной экономики
государство широко использует налоговую
политику в качестве регулятора воздействия
на негативные явления рынка.
Взимание налогов - древнейшая
функция и одно из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Экономические преобразования в современной
России и реформирование отношений собственности
существенно повлияли на реализацию государством
своих экономических функций и закономерно
обусловили реформирование системы налогов.
На пути к рыночной экономике налоги становятся
наиболее действенным инструментом регулирования
новых экономических отношений. В частности,
они призваны ограничивать стихийность
рыночных процессов, воздействовать на
формирование производственной и социальной
инфраструктуры, укрощать инфляцию.
В условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий. Именно налоговая
система на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования, а также
острой критики. Этим и обуславливается
актуальность выбранной темы курсовой
работы.
Проблема налогов - одна из наиболее
сложных в практике осуществления проводимой
в нашей стране экономической реформы.
Пожалуй, нет сегодня другого аспекта
реформы, который подвергался бы такой
же серьезной критике и был бы предметом
таких же жарких дискуссий и объектом
анализа и противоречивых идей по реформированию.
С другой стороны, налоговая система -
это важнейший элемент рыночных отношений
и от неё во многом зависит успех экономических
преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся
предложениям о серьезной ломке созданной
к настоящему времени налоговой системы
необходимо подходить весьма осторожно,
просчитывая не только сиюминутного отдачу
от этих преобразований, но и их влияние
на все стороны экономики и финансов.
Все вышеперечисленное обуславливает
актуальность проблемы дальнейшего совершенствования
налоговой системы и налоговой политики,
и определило выбор темы работы.
Глава 1 Сущность
налоговой системы
1.1 Структура налоговой
системы. Принципы и функции налогообложения
Налоговая система РФ представляет
собой совокупность налогов и иных платежей,
взимаемых органами государственной власти
с административно-территориальных образований,
граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками,
а также принципов, форм и порядка их установления,
изменения, отмены уплаты, принятия мер
по обеспечению сбора налогов, осуществлению
контроля.
Участниками правоотношений
в системе налогообложения являются:
1. Государственные административные
образования:
– региональные (республики,
не являющиеся субъектами иных образований,
кроме как РФ, края, области, г. Москва и
Санкт-Петербург);
– местные (республики, входящие
в состав других образований РФ, автономные
области, округа и районы субъектов РФ);
– муниципальные (города, районы
городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга,
поселки, села и т.д.).
2. Юридические лица (организации).
3. Физические лица (граждане).
4. Органы налоговой службы
(таможенной службы).
5. Органы исполнительной
власти РФ.В РФ устанавливаются федеральные,
региональные и местные налоги (сборы,
пошлины). Федеральными признаются налоги
(платежи), устанавливаемые федеральным
законодательством и обязательные к уплате
на всем экономическом пространстве РФ.
Региональными признаются налоги (платежи),
устанавливаемые законами субъектов РФ
на основании федерального закона о налогообложении.
Местными признаются налоги (платежи),
принимаемые представительными органами
местного самоуправления в соответствии
с законами субъекта РФ и федеральными
законами.
Федеральным законом РФ устанавливаются
следующие платежи:
1. Платеж административно-территориального
образования РФ (регионального, местного,
муниципального);
2. Налог на доход организации
(юридического лица).
3. Налог на доход гражданина
(физическое лицо).
4. Государственная пошлина
(в т.ч. лицензионный сбор).
5. Таможенная пошлина (сбор).
Законодательством субъекта
РФ регулируются налоги (платежи):
1. Дорожный налог.
2. Пошлина на недвижимость
(транспорт).
3. Пошлина на природные
богатства (землю, леса, водные ресурсы,
недра).
4. Коммунальные налоги.
Законодательством местного
самоуправления регулируются платежи:
1. Пошлина на лицензируемые
виды деятельности.
2. Сборы за виды деятельности
(торговлю на рынках, сдачу в
аренду помещений и т.д.).
Объектами налогообложения
признаются доходы, получаемые налогоплательщиками
от всех видов деятельности, недвижимость
(строения, транспорт), природные богатства
(земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые
и вывозимые товары и т.д.
Исчисление суммы налога (сбора,
пошлины), подлежащего уплате за установленный
налоговый период, производится налогоплательщиком
самостоятельно Уплата налогов и иных
платежей осуществляется в сроки, определяемые
законодательством. Контроль за уплатой
всех видов платежей (кроме коммунальных
услуг) осуществляется органами государственной
налоговой службы.
Уплата всех видов платежей
гражданами (физическими лицами) производится
через организации, выплачивающие денежное
вознаграждение, и кредитную организацию
посредством платежных документов.
Уплата платежей организациями
(юридическими лицами) осуществляется
в безналичной форме через кредитную организацию.
Уплата платежей административно-территориальными
образованиями РФ производится в безналичной
форме авансовыми платежными поручениями
через кредитную организацию.
Элементами любой системы, характеризующими
налоговую систему как таковую, являются:
– виды налогов, законодательно
принятые в государстве органами законодательной
власти соответствующих территориальных
образований;
– субъекты налога (налогоплательщики),
уплачивающие налоги и сборы в соответствии
с принятыми в государстве законами;
– органы государственной власти
и местного самоуправления как институты
власти;
– законодательная база (налоговый
кодекс, законы, постановления, распоряжения,
инструкции) по налогообложению.
Законодательная база. Законодательную
базу системы определяют законы (постановления,
распоряжения и другие подзаконные акты),
принимаемые соответствующим органом
власти.
В России общую линию налогового
законодательства определяет Государственная
Дума, Совет Федерации, Президент РФ и
Правительство РФ. Государственная Дума
рассматривает вопросы налогового законодательства
и принимает законы о налогообложении,
которые с одобрения Совета Федерации
и подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов
федерации принимают законы о налогах
и сборах и иные правовые акты в области
налогообложения, но лишь в рамках Налогового
кодекса РФ, принятого Законодательным
Собранием РФ.
Органы местного самоуправления,
в лице представительных органов, принимают
правовые акты в сфере налогового законодательства
в рамках Налогового кодекса РФ и законов,
принятых соответствующим законодательным
органом данного субъекта РФ.
Уровни законодательной базы.
В зависимости от уровня законодательной
базы и изъятия налогов различают три
вида налогов и сборов: федеральные, региональные
и местные.
Принципы и функции налогообложения
Впервые принципы налогообложения
были сформулированы в XVIII в. великим шотландским
исследователем экономики и естественного
права Адамом Смитом
в его знаменитом труде «Исследование
о природе и причинах богатства народов».
Сегодня эти постулаты называют классическими
принципами налогообложения. Назовем
важнейшие из них.
1. Принцип справедливости.
Налоги — законная форма изъятия части
собственности налогоплательщика для
ее использования в общих интересах (интересах
общества, государства).
2. Принцип
определенности налогообложения. Срок
уплаты, способ платежа, сумма платежа
— все это должно быть ясно и определенно
для плательщика
3. Принцип удобства налогообложения.
Смысл этого принципа заключается в том,
налогообложение должно осуществляться
тогда и так (тем способом), когда и как
плательщику удобнее всего платить его.
4. Принцип экономии.
Выделяют также другие принципы
налогообложения
Юридические принципы:
1) принцип равного налогового
бремени;
2) принцип установления налогов
законом;
3) принцип отрицания обратной
силы закона;
4) принцип приоритета налогового
законодательства над неналоговым, но
только в налоговой сфере;
5) принцип наличия всех элементов
налога в налоговом законодательстве;
6) принцип сочетания интересов
государства и обязанных субъектов.
Организационные
принципы:
1) принцип единства налоговой
системы;
2) принцип равенства правовых
статусов субъектов РФ и муниципальных
образований;
3) принцип подвижности (эластичности);
4) принцип стабильности;
5) принцип множественности налогов;
6) принцип исчерпывающего перечня
региональных и местных налогов.
Сущность и внутреннее содержание
налогов проявляются в их функциях, в той
«работе», которую они выполняют. Различают
следующие функции налогов:
Фискальная функция вытекает из самой природы
налогов. Она характерна для всех государств
во все периоды их существования и развития.
С помощью реализации данной функции на
практике формируются государственные
финансовые ресурсы и создаются материальные
условия для функционирования государства.
Основная задача выполнения фискальной
функции — обеспечение устойчивой доходной
базы бюджетов всех уровней. Фискальная
функция, таким образом, является понятием
более широким, чем функция обеспечения
участия населения в формировании фонда
финансирования общегосударственных
потребностей.
Регулирующая функция имеет особое значение в современных
условиях антикризисного регулирования,
активного воздействия государства на
экономические и социальные процессы.
Данная функция связана во временном аспекте
с распределением налоговых платежей
между юридическими и физическими лицами,
сферами и отраслями экономики, государством
в целом и его территориальными образованиями.
Данная функция позволяет регулировать
доходы разных групп населения. Налоговое
регулирование реализуется через систему
льгот и систему налоговых платежей и
сборов.
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной
и регулирующей функциями посредством
условий взимания подоходного и поимущественного
налогов. Налоги взимаются в большем размере
с обеспеченных слоев населения, при этом
значительная их доля должна в виде социальной
помощи поступать к малоимущим слоям населения.
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения
стоимостных пропорций в процессе образования
и распределения доходов разных субъектов
экономики. Благодаря ей оценивается эффективность
каждого налогового канала и «налогового
пресса» в целом, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и налоговую политику.