Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Краткое описание
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Содержание
Введение 3 Глава 1 Сущность налоговой системы 1.1 Структура налоговой системы. Принципы и функции налогообложения 5 1.2 Оптимальный размер налогообложения. Кривая Лаффера 10 Глава 2 Механизм налогового регулирования 2.1 Налоговый контроль 13 2.2 Налоговое планирование и прогнозирование в регионе 17 Глава 3 Налоговые поступления в бюджет 3.1 Шкала налогообложения 20 3.2 Характеристика Южного федерального округа 21 3.3 Динамика налоговых поступлений в бюджет всех уровней 27 Заключение 33 Список использованной литературы
1.2 Оптимальный
размер налогообложения. Кривая
Лаффера
Первые исследования по проблемам
налоговой оптимизации (tax optimization) как
элемента избежания налогов (tax avoidance) появились
в западной литературе в 70 - 80-х годах предыдущего
столетия. Первоначально налоговая оптимизация
рассматривалась как экономическое явление
и изучалась в рамках финансового менеджмента.
Необходимо отметить, что в
зарубежных исследованиях налоговая оптимизация
определяется как частный случай избежания
налогов . Под избежанием налогов понимается
«использование недостатков налогового
законодательства в целях снижения налоговой
обязанности»Так, можно выделить пять
групп научных трактовок, раскрывающих
понятие и сущность налоговой оптимизации:
1) налоговая оптимизация
представляет собой деятельность,
реализуемую налогоплательщиком
в рамках действующего законодательства,
с учетом правомерности его
действий;
2) налоговая оптимизация
определяется как право налогоплательщика
трактовать и применять все неясности,
противоречия актов законодательства
о налогах и сборах в свою пользу;
3) налоговая оптимизация
рассматривается как деятельность,
реализуемая налогоплательщиком
с целью достижения наиболее
выгодной для хозяйствующего
субъекта величины налоговой
базы по основным значимым
налогам;
4) налоговая оптимизация
представляет собой деятельность
по снижению налоговых выплат,
при этом не учитываются факторы,
перечисленные в трех предыдущих
группах;
5) налоговая оптимизация
определяется как механизм увеличения
числа налогоплательщиков, снижения
количества налогов и их ставок,
применяемый государством в эпоху
глобализации экономических процессов.
Кривая Лаффера (рис. 1) — графическое
отображение зависимости между налоговыми
поступлениями и динамикой налоговых
ставок. Концепция кривой подразумевает
наличие оптимального уровня налогообложения,
при котором налоговые поступления достигают
максимума.
По мере роста ставки от нуля
до 100% налоговые поступления растут от
нуля до определенного максимального
уровня , а затем вновь снижаются до нуля.
Налоговые поступления падают после некоторого
значения ставки, поскольку более высокие
ставки налога сдерживают активность
хозяйствующих субъектов, а потому налоговая
база (на макроуровне – национальный продукт
и доход) сокращается. Так, налоговые поступления
при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо
такая ставка налога фактически имеет
конфискационный характер и останавливает
всякую производственную деятельность
плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог,
приложенный к налоговой базе, равной
нулю, приносит нулевой налоговый доход.
Параметры кривой Лаффера носят
эмпирический характер. Это означает,
что на практике сложно ответить на вопрос,
при какой конкретной ставке налога начинается
снижение налоговых поступлений в бюджет.
Рис. 1 Кривая
Лаффера
Сторонниками снижения налогов
и стимулирования инвестирования являются
представители школы предложения. Они
считают, что нужно отказаться от системы
прогрессивного налогообложения (именно
получатели крупных доходов — лидеры в
обновлении производства), снизить налоговые
ставки на предпринимательство, на заработную
плату и дивиденды. Требуется стимулировать
инвестиционный процесс, желание иметь
дополнительную работу и дополнительный
заработок. В своих рассуждениях теоретики
опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении
ставок база налогообложения в конечном
счете увеличивается (больше продукции —
больше налогов). Высокие налоги снижают
базу налогообложения и доходы государственного
бюджета.
Изъятие у налогоплательщика
значительной суммы доходов (порядка 40—50 %)
является пределом, за которым ликвидируются
стимулы к предпринимательской инициативе,
расширению производства. Образуются
целые группы налогоплательщиков, занятых
поиском методов ухода от налогообложения
и стремящихся концентрировать финансовые
ресурсы в теневом секторе экономики.
Однозначного ответа, какое значение эффективной
ставки является критическим, не существует.
Если исходить из концепции Лаффера, изъятие
у производителей более 35—40 % добавленной
стоимости провоцирует невыгодность инвестиций
в целях расширенного воспроизводства,
что равносильно попаданию в порочный
круг — так называемую «налоговую ловушку».
Глава 2 Механизм
налогового регулирования
2.1 Налоговый контроль
Налоговый контроль представляет
собой систему организационно-правовых
форм и методов проверки законности, целесообразности
и правильности действий по формированию
денежных фондов на всех уровнях государственного
управления.
В широком смысле налоговый
контроль охватывает все сферы деятельности
уполномоченных органов, включая осуществление
налогового учета, налоговых проверок
и т.д., а также все сферы деятельности
контролируемых субъектов, связанные
с уплатой налогов и сборов: учет объектов
налогообложения, соблюдение сроков уплаты
налогов и сборов, правильность исчисления
сумм налогов и сборов, порядок представления
налоговой отчетности и т.д. В узком смысле
под налоговым контролем понимается проведение
налоговых проверок.
Рассматривая налоговый контроль
как категорию, проявляющуюся в определенном
пространстве и времени целесообразно
его рассматривать и в зависимости от
временного фактора осуществления контрольных
действий и места их проведения.
Налоговый контроль характеризуется
следующими признаками :
Налоговый контроль является
разновидностью государственного контроля.
То есть он осуществляется уполномоченным
на то государственным органом, реализующим
контрольную функцию государства. При
этом данный орган наделен этим государством
определенными односторонне-властными
полномочиями, дающими возможность реализовать
указанную функцию.
Налоговый контроль выступает
видом финансового контроля. В процессе
осуществления налогового контроля обеспечивается
реализация такого направления финансовой
деятельности государства, как сбор доходов,
идущих на формирование денежных фондов
Налоговый контроль относится
к специализированным видам государственного
контроля, т.е. налоговый контроль осуществляют
только те органы которые специально уполномочены
на это.
Субъектами налогового
контроля выступают органы налоговой
службы государства, которые пользуются
исключительным правом на проведение
налоговых проверок.
Объектами налогового контроля являются
лица, на которые налоговым законодательством
возложены юридические обязанности.
Предметом налогового контроля выступает
исполнение проверяемым лицом обязанностей,
возложенных на него налоговым законодательством.
Целью налогового контроля является:
выявление фактов нарушения
налогового законодательства или
некачественного исполнения участником
налогового правоотношения своих
обязанностей;
выявление виновных и привлечение
их к установленной юридической ответственности;
устранение нарушений налогового
законодательства;
защита материальных интересов
государства в виде принятия мер по взысканию
недоимки;
В целях проведения налогового
контроля налогоплательщики подлежат
постановке на учет в налоговых органах,
соответственно, по месту нахождения организации,
ее филиалов и представительств, по месту
жительства физического лица, а также
по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам
недвижимого имущества и транспортных
средств, подлежащих налогообложению.
В соответствии с п. 2 ст. 83 НК
РФ, постановка на учет в налоговом органе
в качестве налогоплательщика организаций
и индивидуальных предпринимателей осуществляется
независимо от наличия обстоятельств,
с которыми Налоговый кодекс РФ связывает
возникновение обязанности по уплате
того или иного налога.
Основной формой налогового
контроля является налоговая проверка.
Это процессуальное действие налоговых
органов по контролю правильности исчисления,
своевременности уплаты налогов, осуществляемое
путем сопоставления фактических данных
с данными, отраженными в документах налогоплательщика
(бухгалтерского и налогового учета).
Цель налоговой проверки –
контроль соблюдения налогового законодательства.
Объектом налоговой проверки является
совокупная деятельность налогоплательщика
– как финансово-хозяйственная, так и
непосредственно связанная с исчислением
и уплатой налогов. В более узком смысле
этого слова, объектом являются:
денежные документы;
бухгалтерские книги, отчеты,
декларации;
планы, сметы, приказы;
договоры, контракты;
первичные документы на приходование и отпуск продукции со складов;
товарно-транспортные накладные;
банковские выписки по движению
средств на расчетном счете;
платежные требования и платежные
поручения;
пропуска на вывоз продукции
с территории предприятия;
акции, облигации, иные ценные
бумаги;
иные документы, связанные с
исчислением и уплатой налогов и иных
обязательных платежей.
Налоговые органы проводят
налоговые проверки налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые
органы проводят следующие виды налоговых
проверок:
камеральные налоговые проверки;
выездные налоговые проверки.
Принципы налогового контроля
Принципы налогового контроля
- «закрепленные в налоговом законодательстве
руководящие начала и идеи, выражающие
сущность налогового контроля и определяющие
организацию и эффективное осуществление
налогового контроля, которыми должны
руководствоваться субъекты налогового
контроля при осуществлении ими контрольных
мероприятий в сфере налогообложения».
Принцип законности. «Означает,
во-первых, необходимость строгого соблюдения
требований предписаний законодательных
актов и основанных на них предписаний
иных правовых актов всеми участниками
отношений, возникающих в процессе финансовой
деятельности
Принцип юридического равенства.
Данный принцип закрепляется в Конституции
РФ в ст. 19 и заключается в том, что все
равны перед законом и судом и недопустимо
какое-либо ограничение в правах по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности.
Принцип гласности. Означает
открытую и доступную для всех организаций
и граждан деятельность государственных
органов, а также возможность получения
информации.
Принцип соблюдения налоговой
тайны Данный принцип соответствует требованиям
соблюдения специального режима доступа
к сведениям о налогоплательщике, полученным
должностными лицами уполномоченных контрольных
органов. Налоговую тайну составляют любые
полученные налоговым органом сведения
о налогоплательщике
Принцип ответственности. Заключается
в том, что «к лицу, совершившему правонарушение,
применяются меры налоговой, административной
и иной ответственности, наступающей за
нарушение правил поведения в сфере налоговых
отношений»
Принцип презумпции невиновности
налогоплательщика. Каждый налогоплательщик
считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу решением суда. Обязанность
по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих
о факте налогового правонарушения и виновности
налогоплательщика, возлагается на налоговые
органы.
Принцип объективности и достоверности.
Данный принцип обеспечивает обоснованность
и достоверность аналитических оценок
для целенаправленного контроля, а также
снижения степени субъективности при
принятии решений налоговым инспектором.
Принцип планомерности. Подразумевает,
что любая контрольная деятельность, для
которой характерно ее постадийное осуществление,
всегда должна быть тщательно подготовлена,
а конкретные действия по проведению контроля
должны быть соотнесены с временными рамками
их осуществления.
2.2 Налоговое планирование
и прогнозирование в регионе
Под планированием понимается
- способ регулирования экономических
процессов на уровне народного хозяйства
страны, отрасли, предприятия, территориальной
единицы. Планирование включает определение
целей и путей их достижения, опираясь
на сведения прошлого, стремится определить
будущее. Это неотъемлемая часть управления
финансово-хозяйственной деятельностью,
заключающегося в установлении желаемого
будущего состояния объекта и оптимальных
способов и методов достижения данного
состояния в условиях ограниченности
ресурсов и возможности их альтернативного
использования.
Налоговое планирование на
уровне хозяйствующих субъекта - это неотъемлемая
часть управления его финансово-хозяйственной
деятельностью в рамках единой стратегии
его экономического развития, представляющая
собой процесс системного использования
оптимальных законных налоговых способов
и методов для установления желаемого
будущего финансового состояния объекта
в условиях ограниченности ресурсов и
возможности их альтернативного использования.