Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Краткое описание
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Содержание
Введение 3 Глава 1 Сущность налоговой системы 1.1 Структура налоговой системы. Принципы и функции налогообложения 5 1.2 Оптимальный размер налогообложения. Кривая Лаффера 10 Глава 2 Механизм налогового регулирования 2.1 Налоговый контроль 13 2.2 Налоговое планирование и прогнозирование в регионе 17 Глава 3 Налоговые поступления в бюджет 3.1 Шкала налогообложения 20 3.2 Характеристика Южного федерального округа 21 3.3 Динамика налоговых поступлений в бюджет всех уровней 27 Заключение 33 Список использованной литературы
Еще одной из важнейших отраслей
промышленного производства регионя является
машиностроение и металлообработка.
Главными предпосылками развития
отрасли выступают относительная обеспеченность
сырьевыми и трудовыми ресурсами, развитая
научно исследовательская база, выгодное
транспортное положение, емкий внутренний
рынок сбыта производимой продукции, близость
к Уральской и Центральной металлургическим
базам страны, а также к Украине. Созданный
мощный машиностроительный комплекс в
состоянии обслуживать не только потребности
многих отраслей своего региона, но имеет
и межрайонное значение. Машиностроение
Южного федерального округа характеризуется
сложной отраслевой структурой; особенно
выделяются сельскохозяйственное станкостроение,
приборостроение, энергетическое и транспортное
машиностроение. Важная особенность машиностроительного
комплекса региона - высокая степень производственной
и территориальной концентрации. Многие
из машиностроительных предприятий являются
крупнейшими или даже единственными в
стране производителями отдельных видов
машиностроительной продукции: «Ростсельмаш»,
Новочеркасский электровозостроительный
завод, волгодонский «Атоммаш», таганрогский
«Красный котельщик» и др.
Развитие этих и других отраслей
хозяйства имеют огромную роль в развитии
экономических связей и экономики как
внутри округа, так и во всей России. Данные
по производству некоторых видов продукции
в Южном федеральном округе приведены
в приложении 1.
3.3 Динамика налоговых
поступлений в бюджет всех
уровней
В настоящее время особый практический
интерес специалистов вызывают вопросы
формирования доходов местных бюджетов
и налоговые отношения, затрагивающие
местные бюджеты. Основу территориальной
финансовой базы местного самоуправления
составляют средства местных бюджетов,
которые являясь составной частью бюджетной
системы страны, связаны с движением и
распределением той части национального
дохода, которая направляется через расходную
часть этих бюджетов в основном на удовлетворение
многообразных социально-культурных и
коммунально-бытовых потребностей человека.
И оттого, насколько доходы местных бюджетов
соответствуют их расходам, зависит успешная
реализация функций и задач, возложенных
на органы местного самоуправления.
Если проанализировать динамику
поступления совокупных налоговых доходов
за период 2008‒2011 гг., видно, что в целом
по России они снизились в 2009 г. на 1 660 трлн.
руб. или на 21%. Данное снижение наблюдается
по всем федеральным округам в диапазоне
от 32% до 7%. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. налоговые
доходы в России увеличились на 22%, что
на 4% ниже уровня 2008 г. При этом на 12%, а
по отношению к 2008 г. — на 18%, они снизились
в Южном федеральном округе. В сравнении
с 2010 г. в 2011 г. совокупные налоговые доходы
выросли на 27%, в том числе по всем федеральным
округам, и превысили уровень 2008 г. на 22%.
Таблица 1
Динамика поступления
совокупных налоговых доходов субъектов
РФ и налоговых доходов местных бюджетов
субъектов РФ, тыс. руб.
Наименование показателя
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
тыс. руб.
тыс. руб.
к 2008 г.
тыс. руб.
к 2009 г.
тыс. руб.
к 2010 г.
Совокупные налоговые
доходы РФ, всего
7 944 204 021
6 283 926 244
9
7 659 534 716
22
9 715 209 562
27
В том числе по федеральным
округам:
-
-
-
-
-
-
-
Центральный
2 623 090 566
2 134 883 711
1
2 539 398 399
19
3 065 828 656
21
Северо-Западный
780 009 903
646 657 896
3
766 136 486
118
960 383 788
125
Северо-Кавказский*
-
-
-
96 773 253
-
105 954 103
109
Южный*
429 459 610
400 488 995
3
350 586 533
88
410 798 189
117
Приволжский
1 258 871 072
985 538 869
8
1 184 578 830
120
1 511 070 888
128
Уральский
1 964 868 130
1 329 769 204
8
1 730 527 210
130
2 403 270 861
139
Сибирский
642 526 121
520 261 965
1
676 532 233
130
884 848 383
131
Дальневосточный
245 378 619
266 325 604
09
315 001 772
18
373 054 694
118
Налоговые доходы
местных бюджетов РФ
712 413 849
713 029 954
00
781 439 612
10
853 671 193
109
В том числе по федеральным
округам:
-
-
-
-
-
-
-
Центральный
148 686 429
153 128 988
03
167 736 455
10
182 019 363
109
Северо-Западный
61 476 404
60 837 561
9
66 151 222
09
73 252 086
111
Северо-Кавказский*
-
-
-
23 497 520
-
25 161 141
107
Южный*
87 927 834
94 746 041
08
80 569 488
5
86 808 751
108
Приволжский
136 929 008
142 714 758
04
152 897 313
07
167 060 315
109
Уральский
121 127 255
103 305 124
5
112 403 100
09
122 013 806
109
Сибирский
109 757 661
106 604 901
7
121 934 240
14
133 927 375
110
Дальневосточный
46 509 258
51 692 581
11
56 250 274
09
63 428 3
Из табл. 1 видно, что при снижении
в 2009 г. совокупных налоговых доходов на
21%, налоговые доходы местных бюджетов
остались на уровне 2008 г. и их удельный
вес в совокупных налоговых доходах вырос
с 9% в 2008 г. и до 11,3% — в 2009 г. В последующие
годы данный показатель снижается до 10,2%
в 2010 г. и 8,8% в 2011 г.
В консолидированный
бюджет Российской Федерации от регионов, входящих в Южный
федеральный округ (далее – ЮФО) за январь-сентябрь
2012 г. поступило 269,7 млрд. руб. (без учета
поступлений от крупнейших налогоплательщиков)
налогов и сборов с ростом на 33,9 млрд. руб.,
или на 14,4% (по России – рост на 11,5 процентов).
Краснодарский край обеспечил 43,6%, налоговых
поступлений в консолидированный бюджет
РФ в округе, Ростовская область – 30,8%
Волгоградская область – 15,6%, Астраханская
область – 6,4%, Республика Адыгея – 1,9%,
Республика Калмыкия – 1,7% соответственно.
Формирование всех доходов
за 9 месяцев 2012 г. на 85,9% обеспечено, в основном,
за счет поступлений основных бюджетообразующих
налогов:
НДФЛ – 35,3%, НДС – 15,6% и налога
на прибыль организаций – 19,4%, имущественных
налогов – 15,6 процента.
Динамика поступлений по основным бюджетообразующим
налогам в консолидированный бюджет РФ
по округу таков
- налога на прибыль организаций за январь-сентябрь
2012 г. поступило – 52,4 млрд. руб., со снижением
объема поступлений на 7,6%, или на 4,3 млрд.
рублей (по России темп – 97,7 процента).
- налога на добавленную
стоимость на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории РФ,
в федеральный бюджет поступило
– 41,9 млрд. руб. при темпе роста 125,3%
(по России – 107,3 процента).
- налога на добавленную стоимость на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации,
в федеральный бюджет в ЮФО поступило
2,1 млрд. руб. при темпе роста 133,8% (по России
– 111,5 процента).
- имущественных налогов в консолидированный
бюджет РФ поступило 42,0 млрд. руб., с темпом
роста объема поступлений на 7,5% (по России
– темп 110,2 процента).
- налога на доходы физических лиц поступило
95,3 млрд. руб. с ростом на 18,4%, или на 14,8
млрд. руб. (по России – темп 113,6 процента).
II. Поступления
налогов и сборов в федеральный
бюджет (с учетом ЕСН) в январе-сентябре
2012 г. от регионов округа составили 60,3
млрд. руб. с ростом на 16,8 млрд. руб., или
на 38,7% (по России – рост на 16,6 процента).
Поступления доходов
в федеральный бюджет
в Южном федеральном
округе
В общей сумме администрируемых
ФНС России доходов федерального бюджета
поступления НДС составили – 69,6% (по России
– 37,0%), налога на прибыль организаций
– 7,5% (по России – 7,4%), налогов, сборов
и регулярных платежей за пользование
природными ресурсами – 2,9% (по России
– 47,0%), НДС на товары, ввозимые на территорию
РФ – 3,5% (по России–1,9процента).
III. В консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
на территории ЮФО поступило 209,4 млрд.
руб. с ростом на 8,9%, или на 17,0 млрд. руб.
(по России – темп 107,1 процента).
Формирование доходов консолидированных
бюджетов субъектов РФ в январе-сентябре
2012 г. на 88,3% обеспечили: налог на прибыль
организаций – 22,8%, НДФЛ – 45,5%, имущественные
налоги – 20,0 процентов.
ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ,
СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В консолидированный
БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в I квартале 2013 года
(по оперативным
данным Федеральной налоговой
службы)
Поступило
В том числе
млн.
рублей
в % к
итогу
в федеральный
бюджет
в консолидированные
бюджеты субъектов
млн.
рублей
в % к общему
объему
поступлений
млн.
рублей
в % к общему
объему
поступлений
Российская
Федерация,
млрд. рублей
2622,9
100
1326,4
50,6
1296,5
49,4
Южный
федеральный округ
107867,3
4,1
29894,3
27,7
77973,0
72,3
Республика Адыгея
1847,6
0,1
413,9
22,4
1433,6
77,6
Республика Калмыкия
1045,7
0,0
285,9
27,3
759,7
72,7
Краснодарский край
43741,7
1,7
11916,9
27,2
31824,8
72,8
Астраханская область
10510,4
0,4
3032,8
28,9
7477,6
71,1
Волгоградская область
20563,0
0,8
6629,5
32,2
13933,6
67,8
Ростовская область
30159,0
1,1
7615,2
25,3
22543,8
74,7
По данным Федеральной налоговой
службы за I квартал 2013 года в федеральный
бюджет Российской Федерации из бюджета
ЮФО поступило 107867,3 млн. рублей.
Заключение
Налоги как один из важнейших
экономических инструментов государственного
регулирования экономики могут быть либо
предпосылкой, либо преградой на пути
к благополучию страны. Они не только являются
основной формой доходов государства,
но и используются государственной властью
в качестве одного из важнейших регуляторов
в экономике, политике, социальной сфере.
Во все времена налоговые инструменты
активно применялись для обеспечения
эффективного использования природных
ресурсов, регулирования экономических
и других процессов в жизни общества.
Несмотря на важную роль налогов
в регулировании социально-экономических
вопросов, далеко не каждую экономическую
проблему можно решить посредством налоговой
системы. Существуют объективные границы
сферы действия налогов, в рамках которых
и необходимо использовать налоговые
рычаги. Попытки искусственного расширения
этих границ окажутся, в лучшем случае,
безрезультатными, но скорее, наоборот,
не решив одну проблему, можно спровоцировать
возникновение нескольких новых. Например,
наиболее острой проблемой в современных
условиях является восстановление финансового
потенциала реального сектора экономики.
Но решить эту проблему посредством одного
налогового механизма невозможно, хотя
он и оказывает свое разрушительное воздействие.
Необходим комплекс согласованных мер
в области финансовой, кредитной, ценовой
и валютной политики, т.е. использование
всего арсенала средств и методов, имеющихся
в руках государства.
Успешное проведение налоговых
реформ и эффективной налоговой политики
госрегулирования экономики во многом
зависит от того, в каких условиях они
проводятся, и, в частности, от того, какими
реальными возможностями (причем не только
экономическими, но и, что не менее важно,
- политическими) располагает государство
в части воздействия на развитие экономических
процессов, выходящих за рамки налоговых
отношений. С тем, чтобы защитить налоговый
механизм от негативного воздействия
других факторов, снижающих или нейтрализующих
действие налоговых рычагов. В целом следует
прийти к выводу, что имеются значительные
потенциальные законодательные возможности
активизации бюджетно-налоговой политики
в интересах стабилизации производства
и создания условий экономического роста
в России.