Налоговый кодекс-как источник налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Российской Федерации, формулирование дефиниций используемых понятий, разработка классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия, определение роли Налогового Кодекса как источника налогового права.

Вложенные файлы: 1 файл

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

    Важной  задачей Налогового кодекса является формирование справедливой налоговой системы. Указанная задача решается, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали основополагающий принцип на-логообложения – принцип справедливости по отношению к тем участникам 
 

- 12 -

экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное фискальное давление для других. Кроме этого, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали своих адресатов. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения.

    Напротив, отмена преобладающего большинства, как  правило, неоправданных налоговых льгот способствует росту собираемости налогов за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения. Кроме этого, общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние годы за рубеж.

    Кодексом  существенно уменьшило число льгот по налогу на доходы физических лиц и по налогу на добавленную стоимость. Практически полностью ликвидированы льготы по налогу на прибыль организаций. Как и прежде, отсутствуют льготы по акцизу, не предусмотрено никаких льгот по вновь введенному Кодексом налогу на добычу полезных ископаемых.

    Вместе  с тем отмена большей части  льгот не означает, что в результате налоговая система страны не будет  выполнять регулирующую функцию. Разумеется, Налоговым кодексом сохранены принципиальные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с осуществленная Организация налоговой системы Российской Федерации.

       Принципиальная направленность Налогового кодекса – снижение общего налогового бремени путем его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков, продолжение курса на дальнейшее постепенное уменьшение ставок основных федеральных налогов и ослабление фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Эта мера также обеспечивает создание справедливой налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 13 -

    Глава 3.

      Налоговый кодекс - как источник налогового  права

     

    Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

    Источники налогового права классифицируются по тем же основаниям, что и источники  финансового права.

    Основу  функционирования налоговой системы  РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

    • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
    • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
    • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

    Налоговый кодекс Российской Федерации состоит  из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

    Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых  льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).[7]

    Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в  зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Допускается установление особых видов пошлины  либо дифференцированных ставок ввозных  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара в  соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

    Налоги  и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничи- 
 

- 14 - 

вающие  свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или  финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую  деятельность физических и юридических  лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

    Налоги, сборы, пошлины и другие платежи  формируют бюджетную систему  РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой  составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

    При уплате налога возникают имущественные  отношения между плательщиком и  получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

    К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

    В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Часть вторая НК РФ устанавливает порядок  исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

    Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно  к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, 
 
 

- 15 -

если  он изменяет или ограничивает права  налогоплательщиков, запрещает им

      какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения,  установленные НК РФ.

    В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

    Налоговое законодательство особо оговаривает  условия, при наличии которых  нормативный правовой акт о налогах  и сборах не может применяться  либо признается недействительным. Нормативный  правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 

1) издание  органом, не имеющим в соответствии  с НК РФ права издавать подобного  рода акты, либо издание с нарушением  установленного порядка издания  таких актов; 

2) наличие  норм, отменяющих или ограничивающих  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо налоговую  компетенцию налоговых органов,  таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов; 

3) изменение  содержания обязанностей участников налоговых отношений, объем которых установлен НК РФ; 

4) запрещение  установленных НК РФ действий  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов или  их представителей; 

5) запрещение  установленных НК РФ действий налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц; 

6) разрешение  или допущение действий, запрещенных  НК РФ; 

7) изменение  установленных НК РФ оснований,  условий, последовательности или  порядка действий участников налоговых отношений; 

8) изменение  содержания понятий и терминов, определенных НК РФ, либо при  использовании этих категорий в ином значении. 
 
 
 

- 16 -

Глава 4

Конституция  РФ как источник  налогового права 

    Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Статья 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства. 

    Вместе  с тем вряд ли следует считать  Конституцию РФ собственно источником налогового права. Это универсальный, межотраслевой нормативный акт учредительного характера, содержащий конституционные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются другими отраслями права. Конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения (абстракции). Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные к общим. Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах в собственном смысле слова, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения. 

Информация о работе Налоговый кодекс-как источник налогового права