Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:10, реферат
Рассмотрение вопросов, связанных с формированием организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохождения этапа деятельности в условиях линейно-функциональной структуры в компании отсутствует возможность отработки отношений "руководитель - подчиненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результаты исследования, приведенного в этом же номере журнала в статье Суворовой И.А., Хаита И.А. и Яковлевой Е.С.
Введение 2
1 Понятие организации и организационной структуры 3
2 Типовые организационные структуры предприятий 5
2.1 Иерархический тип структур управления 5
2.1.1 Линейная организационная структура 5
2.1.2 Линейно - штабная организационная структура 7
2.1.3 Дивизионная структура управления 9
2.2 Органический тип структур управления 11
2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 12
2.2.2 Проектная структура управления 14
2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления 15
2.2.4 Многомерная организационная структура 17
3 Влияние организационной структуры на эффективность деятельности организации 26
4 Формирование организационной структуры 27
Заключение 31
Список литературы 32
Введение 2
1 Понятие организации и организационной структуры 3
2 Типовые организационные структуры предприятий 5
2.1 Иерархический тип структур управления 5
2.1.1 Линейная организационная структура 5
2.1.2 Линейно - штабная организационная структура 7
2.1.3 Дивизионная структура управления 9
2.2 Органический тип структур управления 11
2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 12
2.2.2 Проектная структура управления 14
2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления 15
2.2.4 Многомерная организационная структура 17
3 Влияние организационной структуры на эффективность деятельности организации 26
4 Формирование организационной структуры 27
Заключение 31
Список литературы 32
Рассмотрение вопросов, связанных с формированием организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохождения этапа деятельности в условиях линейно-функциональной структуры в компании отсутствует возможность отработки отношений "руководитель - подчиненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результаты исследования, приведенного в этом же номере журнала в статье Суворовой И.А., Хаита И.А. и Яковлевой Е.С. "Новый бизнес в России", построив первоначально свои структуры управления по проектному принципу, используя неформальные организационные структуры, в дальнейшем по мере роста компании вынуждены переходить к использованию иерархических принципов, которые можно охарактеризовать как более низкий уровень развития организационных структур1.
Не существует однозначно хороших или плохих структур управления, могут быть разные условия их применения. Нам хотелось бы рассмотреть разнообразные виды организационных структур: как хорошо забытые (и причем, не всегда заслуженно) старые, так и новейшие, получившие развитие как в российской практике, так и в мировой.
Организация
- пространственно-временная
Организация обладает следующими общими признаками:
-
определение ее характера
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
-
сохранение как предварительно
запланированного порядка
-
определенная, зависящая от процесса
гибкость, что обеспечивает
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.
Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
- на подпроцессы промышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
-
пространственные
Организационная структура регулирует:
-
разделение задач по
- их компетентность в решении определенных проблем;
-
общее взаимодействие этих
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
-
приведение управленческих
-
обязательное распределение
- короткие пути управления;
-
баланс стабильности и
-
способность к
-
желательность стабильности
На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
принцип
иерархичности уровней
вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная
структура, построенная в соответствии
с этими принципами, получила название
иерархической или
Основы
линейных структур составляет так называемый
"шахтный" принцип построения
и специализация
Рис.1. Линейная
структура управления
Преимущества линейной структуры:
четкая система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
быстрая
реакция исполнительных подразделений
на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
перегрузка управленцев верхнего уровня;
повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.2 )3.
Рис.2. Линейно
- штабная структура управления
Достоинства линейно - штабной структуры:
более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
некоторая разгрузка высших руководителей;
возможность
привлечения внешних
при наделении
штабных подразделений правами
функционального руководства
Недостатки линейно - штабной структуры: