Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:10, реферат
Социально-политические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, разрушили существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. В условиях интенсивных динамических процессов в экономике, социальной сфере, кризисного развития кредитно-финансовой системы, рынка ценных бумаг и страхования, изменения бюджетных отношений между ветвями власти особую значимость приобретает регулирующая роль государства. Ни одно государство не может существовать без организованной системы налогообложения.
Введение 3
1 . Законодательно-правовые основы налоговой системы России 5
2 Характеристика Состояния налоговой системы России после реформирования в период мирового финансового кризиса 7
3 . Основные направления совершенствования налоговой системы России 11
Заключение 15
Список источников информации 17
Оглавление
Современный этап общественного развития занимает особое место в истории России и характеризуется глубокими трансформационными процессами. Переходное состояние в экономике самым значительным образом повлияло на все стороны жизни российского общества.
Социально-политические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, разрушили существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. В условиях интенсивных динамических процессов в экономике, социальной сфере, кризисного развития кредитно-финансовой системы, рынка ценных бумаг и страхования, изменения бюджетных отношений между ветвями власти особую значимость приобретает регулирующая роль государства. Ни одно государство не может существовать без организованной системы налогообложения.
Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих.
Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны. Прямо - при налогообложении доходов и имущества физических лиц, косвенно - при конечном потреблении товаров, работ, услуг, в цену которых заложены налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.д.). В тоже время, организация эффективной налоговой системы обеспечивает финансовую базу жизнедеятельности населения, является финансовой основой и рычагом решения социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Институт налогообложения в системе организации и регулирования социально-экономических процессов в государстве, должен рассматриваться в качестве основного стабилизатора экономики. Одно из важнейших условий экономического роста и сохранения единства экономического и социального пространства Российской Федерации - формирование основанного на стабильных процессуальных нормах налогового механизма. Необходимо, чтобы этот процесс максимально учитывал широкий спектр особенностей социально-экономических процессов переходного периода, а также потребностей граждан. Существует философский закон о постоянном увеличении потребностей людей. Данный закон гласит о том, что чем больше уровень налоговых и других доходов государства и, соответственно, масса платежных средств у населения, тем больше возрастает у этого населения уровень потребностей, при этом уровень развития потребностей населения всегда опережает уровень развития государства. С этой точки зрения, институт налогообложения является важнейшим социальным рычагом воздействия на общество.
Цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических основ организации налоговой системы России.
Законодательно-правовые основы налоговой системы России состоят из законодательства России о налогах и сборах, законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.
Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.
В РФ законы о налогах и сборах носят постоянный характер.
Налоговый кодекс РФ является главным нормативно-правовым актом, закрепившим основные положения в области налогообложения. В нем систематизированы нормы налогового законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению РФ и ее субъектов.
В Российской Федерации существует несколько видов налогообложения организаций. К таковым относятся: общий режим налогообложения, налогообложение при уплате организациями единого налога на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, налогообложение организаций при уплате единого сельскохозяйственного налога.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.
Основные положения о налогах и сборах в России определены основным Законом страны РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, законом РФ «Об основах налоговой системы в России» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:
Для современной Российской Федерации особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
В исследовании, подготовленном Всемирным банком и компанией PriceWaterhouseCoopers, анализируются условия налогообложения компаний в 183 странах, прежде всего в тех, которые реформировали налоговую систему со 2 июня 2008 года по 1 июня 2009 года - в период мирового финансового кризиса. Стран-реформаторов оказалось 45, и Россия в их числе: в докладе отмечается, что в России налог на прибыль снижен с 24% до 20%. (Впрочем, реформирование налога на прибыль было вообще самой популярной мерой в этот период: ее применили 20 стран, в том числе Алжир, Вьетнам, Бенин, Бруней и Судан.) [15]
Кроме того, в докладе выясняется, каково в настоящее время общее налоговое бремя на компании в разных странах. Причем при определении налогового бремени авторы учитывают не только то, что компании должны платить властям деньги, но и то, что они должны тратить на это время. Поскольку время - деньги, такой подход выглядит совершенно естественно.
При подсчете денежной части налогового бремени учитываются налог на прибыль, налоги на работников (в том числе отчисления в фонды социального страхования), а также прочие налоги (вроде налогов на имущество предприятий). С косвенными налогами, в частности НДС, история особая. Формально налогами на компании они не являются, так как платят их потребители товаров и услуг. Однако вносят в бюджет их все-таки компании, тратя на это свое время и силы. Так что НДС учитывается и при подсчете общего количества налогов, которыми облагаются хозяйствующие субъекты, и при подсчете времени, которое на это уходит, и тем самым при оценке общего налогового бремени. [15]
Место страны в рейтинге общего налогового бремени на компании подсчитывается очень просто: берется средний рейтинг по трем показателям: по количеству налоговых платежей, по времени, которое тратится на уплату налогов, и по денежному налоговому бремени.
Россия продемонстрировала следующие результаты. По общему налоговому бремени на компании - 103-е место в мире (чем легче бремя, тем выше место), по общему количеству налоговых платежей - 35-е место, по времени, расходуемому на уплату налогов,- 131-е место, по денежному налоговому бремени - 129-е место.
По расчетам авторов доклада, в России на компании приходится 11 налогов - один налог на прибыль, три налога на работников и семь видов прочих налоговых платежей. На уплату всех этих налогов уходит 320 рабочих часов в год. 160 часов - это налог на прибыль, 96 часов - налоги на работников, 64 часа - налоги на потребление (в российском случае НДС).
Что касается денежного налогового бремени, то по расчетам авторов исследования, среднестатистическая компания в России вынуждена отдавать в виде налогов 48,3% своей прибыли.
Можно сравнить российские результаты с общемировыми. И окажется, что в среднем все компании в мире отдают государству такую же долю прибыли, как и российские,- 48,3%.
В странах ЕС уровень денежного налогового бремени лишь ненамного ниже российского - 44,5%. В 2008году он был выше (46%) и понизился лишь за счет того, что Германия и Италия снизили налог на доходы корпораций. Разумеется, в ЕС денежное налоговое бремя распределяется крайне неравномерно, от 20,9% прибыли в Люксембурге до 68,4% прибыли в Италии. В США, отмечают авторы исследования, уровень налогового бремени на компании выше европейского и еще ближе к российскому - 46,3%.
В чем Россия значительно опережает общемировые показатели, так это в количестве рабочих часов, которые компании приходится тратить, чтобы выплатить все налоги. В среднем в мире на это уходит 286 часов. Можно заметить, что Россия своим показателем в 320 рабочих часов несколько испортила статистику ведущих индустриальных стран, входящих в G8: в среднем получилось, что в странах G8 на выплату налогов уходит 219 часов.
Зато Россия выглядит очень неплохо по сравнению с общемировым уровнем количества налогов на компании, который составляет 15,4 налога.
Что касается мировых лидеров по легкости общего налогового бремени, то в первую пятерку входят Мальдивы (1 налог, 0 часов на его уплату, 9,1% прибыли), Катар (1 налог, 30 часов на его уплату, 11,3% прибыли), Гонконг (4 налога, 80 часов на его уплату, 24,2% прибыли), ОАЭ (14 налогов, 12 часов на уплату, 14,1% прибыли), Сингапур (5 налогов, 64 часа, 27,8% прибыли). [15]
Многие комментаторы обратили внимание на то, что по сравнению с прошлогодним таким же исследованием Россия поднялась на 31-е место в рейтинге. Таким образом, российские власти могут отметить, что усилия по либерализации экономики в условиях общемирового кризиса не пропали даром. В последнее время они любят подчеркивать, что Россия, в отличие от ведущих индустриальных стран, не стала бороться с кризисом путем масштабной национализации и сохранила полную приверженность либеральным ценностям.
Некоторые могут возразить, что поднялась-то Россия поднялась, но все равно осталась на не очень выигрышном 103-м месте из 183. Налоговый режим в стране остается менее благоприятным, чем в большинстве других, и на это могут обратить внимание иностранные инвесторы, когда будут принимать решение о вложении капитала в российскую экономику.
Здесь можно заметить, что место в рейтинге, определяемое по примененной в исследовании методологии, не всегда является таким уж точным показателем инвестиционной привлекательности страны и тем более перспектив ее экономического развития. Разумеется, многие инвесторы обратят внимание на то, что на Мальдивах фактически отсутствуют налоги. Но они прекрасно понимают, что это типично для многих островных государств и представляет собой наследие всеобщего увлечения оффшорами.
А оффшоры в настоящее время являются объектом пристального внимания в Европе и США, власти оказывают на них давление, заставляют делиться информацией о зарегистрированных там иностранных компаниях, подозревают такие компании не в желании развивать выгодный бизнес по всему миру, а просто в незаконном уклонении от налогов.
Страны с тяжелейшим налоговым бременем1
1. Демократическая Республика Конго 322,0%
2. Гамбия 292,4%
3. Бурунди 278,6%
4. Сьерра-Леоне 235,6%
5. ЦАР 203,8%
6. Аргентина 108,1%
7. Белоруссия 99,7%
8. Узбекистан 94,9%
9. Мавритания 86,1%
10. Таджикистан 85,9%
Страны с легчайшим налоговым бременем*
Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой системы России