5. Прозрачность —
предполагает возможность контроля налоговой
системы со стороны основной массы налогоплательщиков.
Люди должны четко представлять, какие
налоги они платят, по какой ставке, как
осуществляется платеж и т.п. С этой точки
зрения, не являются прозрачными косвенные
(покупатель в магазине не может оценить
НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые
в цену товара), немаркированные (так как
неизвестно, на какие цели они будут использованы),
организационно-сложные налоги.
Классификации
налогов в РФ
Из-за существующего многообразия
налогов в РФ возникла необходимость их
классификации. Отнесение того или иного
налога к определенному виду позволяет
более четко уяснить его суть и содержание.
В теории налогообложения для классификации
налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются
на следующие виды:
федеральные налоги и сборы;
Федеральные налоги
и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым
кодексом Российской Федерации и обязательные
к уплате на всей территории России. Федеральные
налоги составляют основную долю всех
налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
К федеральным налогам
и сборам, согласно ст. 13 Налогового кодекса
относятся:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
налог на доходы физических
лиц;
налог на добычу полезных ископаемых;
сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов;
Региональные налоги — налоги, устанавливаемые Налоговым
кодексом Российской Федерации и вводимые
в действие законами субъектов Российской
Федерации, обязательные к уплате на территории
соответствующих субъектов Российской
Федерации. К региональным налогам, согласно
ст. 14 Налогового кодекса, относятся:
налог на имущество организаций;
Местные налоги — это налоги, устанавливаемые
Налоговым кодексом Российской Федерации
и вводимые в действие нормативными правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате
на территориях соответствующих муниципальных
образований. Местные налоги, согласно
ст. 15 Налогового кодекса — это:
налог на имущество физических
лиц.
При установлении регионального
и местного налога законодательными органами
субъектов Федерации и представительными
органами местного самоуправления определяются
следующие элементы налогообложения:
ставки в пределах, установленных Налоговым
кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, они могут в порядке и пределах,
предусмотренных Кодексом, устанавливать
налоговые льготы, основания и порядок
для их использования налогоплательщиком.
Закрытый список региональных
и местных налогов служит гарантией налогоплательщику
от попыток местных органов власти пополнить
доходы соответствующих бюджетов путем
введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются
также специальные налоговые режимы, определяются
порядок установления таких налогов, а
также порядок введения в действие и применения
указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать
освобождение от обязанности по уплате
отдельных федеральных, региональных
и местных налогов, указанных в статьях
13-15 Налогового кодекса. Эти налоговые режимы
направлены на создание более благоприятных
экономических и финансовых условий деятельности
организаций, индивидуальных предпринимателей,
относящихся к сфере малого предпринимательства,
сельскохозяйственных товаропроизводителей
и участников выполнения соглашений о
разделе продукции.
В соответствии со статьей 18
Налогового кодекса к специальным налоговым
режимам относятся:
система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции.
По объекту налогообложения
налоги делятся на:
По субъекту-налогоплательщику
можно выделить следующие виды налогов:
налоги с физических лиц (налог
на доходы физических лиц, налог на имущество
физических лиц и др.);
налоги с организаций (налог
на прибыль организаций, налог на добавленную
стоимость и т. д.).
По способу изъятия.
В данном случае налоги подразделяются
на:
Это деление осуществляется
по трем признакам:
по способу уплаты;
по способу взимания;
по экономическому признаку.
Исходя из первого
признака, к прямым налогам относятся
налоги, которые вносятся в бюджет действительными
плательщиками налогов, а косвенные налоги
вносятся в бюджет третьими лицами и ими
перелагаются на конечных потребителей
товаров, работ, услуг. Исходя из второго
признака, к прямым налогам относятся
налоги, взимаемые по окладным листам,
кадастрам; а к косвенным налогам — налоги,
взимаемые по тарифам. В соответствии
с экономическим признаком к прямым налогам
относятся налоги, взимаемые с производства
(доходов, имущества), а к косвенным — налоги,
взимаемые с потребления (расходов, пользования
имуществом). К прямым налогам можно отнести
налог на имущество, налог на доходы физических
лиц, налог на прибыль организаций, а к
косвенным налогам — налог на добавленную
стоимость, акцизы.
Налоговый
федерализм
Классификация
налогов по принадлежности к уровням управления
и власти в связи с федеративным устройством
Российской Федерации подразумевает введение
понятия налогового федерализма — законодательное
установление равноправных отношений
между федеральным центром и субъектами
Федерации при формировании доходов бюджетов
всех уровней, достигаемое за счет оптимального
сочетания их налогового потенциала, выполняемых
финансово-хозяйственных, социальных
функций и имеющихся общественно необходимых
потребностей.
Налоговый
федерализм — это разграничение и
распределение налогов между уровнями
бюджетной системы страны, т. е. это совокупность
отношений в налоговой сфере между РФ
и ее субъектами, органами местного самоуправления,
которые обусловлены необходимостью реализации
закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель
налогового федерализма состоит в обеспечении
единства государства и стабильности
его социально-экономического развития
на основе удовлетворения потребностей
в денежных средствах всех уровней власти
за счет перераспределения части ВВП между
звеньями бюджетной системы.
В основу налогового
федерализма положены следующие принципы:
Зависимость поступлений по
налогам от результатов деятельности
органов власти и управления. Означает,
что на региональные и местные органы
власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
Степень мобильности облагаемой
базы. Высокой степенью мобильности обладают
труд и капитал в денежной форме, а более
низкой — имущество и природные ресурсы,
поэтому налоги на труд и капитал в основном
закрепляются за федеральным бюджетом,
а налоги на имущество и природные ресурсы
— на региональном и местном уровне.
Экономическая эффективность
отдельных видов объектов обложения. Издержки
по взиманию налогов не могут превышать
размера собранных налогов.
Регулирование процессов на
макроэкономическом уровне. Означает,
что за федеральным бюджетом закрепляются
основные налоги, через которые осуществляется
регулирование процесса воспроизводства
на уровне всей страны.
Существуют несколько
подходов к решению проблемы налогового
федерализма:
Кумулятивный — соединение в одной ставке
налога ставок каждого уровня власти.
Региональные и местные органы власти
вправе взимать в дополнение к общефедеральным
налогам одноименные налоги, размеры которых
установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка
едина на всей территории страны, а региональная
и местная — устанавливаются в пределах
лимита (например, налог на прибыль: на
федеральном уровне — 2%, на региональном
— до 18%, но не ниже 13,5%).
Нормативный — устанавливаются нормативы,
т. е. проценты, в пределах которых происходит
распределение дохода от налогов между
уровнями бюджетной системы (не ниже установленного
процента).
Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений
первоначально на едином счете, а в дальнейшем
их перераспределение между звеньями
бюджетной системы.
Фиксированный — разграничение и закрепление
соответствующих налогов между разными
уровнями управления в соответствии с
принципами налогового федерализма. Способы
разграничения и распределения налогов
различны.
Распределение налогов
между уровнями бюджетной системы
Вид налога |
Определение |
Сбор и
управление |
Комментарии |
Налоговой базы |
Налоговой ставки |
Налог на прибыль |
Ф |
Ф |
Ф |
Мобильная налоговая база,
стабилизационный инструмент |
Налог на доход физических
лиц |
Ф |
Ф,Р |
Ф |
Перераспределительный, стабилизационный
инструмент, мобильная налоговая база |
Многоуровневый налог с продаж
(НДС) |
Ф |
Ф |
Ф |
Децентрализированное управление
трудноосуществимо, если ставки и базы
различаются в регионах |
Акцизы |
Ф,Р,М |
Ф,Р,М |
Ф,Р,М |
Налогообложение по месту
производства предотвращает экспорт налогов |
Налог на недвижимость |
Р |
М |
М |
Иммобильная налоговая база,
оплата по принципу получаемых выгод |
Налоговый
предел
Налоговый
предел — это предельный уровень налогообложения,
превышение которого ведет к снижению
налоговых поступлений и при котором достигается
оптимальная для плательщиков и государственной
казны доля валового внутреннего продукта,
перераспределяемого через бюджетную
систему. Налоговый предел выражается
в принципе соразмерности. Принцип соразмерности
ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая
показывает, что при повышении ставки
налога до налогового предела налоговые
доходы бюджета возрастают.