Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
2.2 Анализ контрольной работы
инспекции Министерства по
Согласно Положению об инспекции Министерства по налогам и сборам по N-скому району, утвержденному 22.01.2010 г., инспекция Министерства по налогам и сборам по N-скому району (далее ИМНС по N-скому району) является органом государственного управления, входящим в структуру Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) и подчиняется МНС и ИМНС по M-ской области.
ИМНС по N-скому району в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства. а также данным Положением.
Одними из важнейших функций инспекции являются:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а также взыскание не внесенных в установленные сроки налогов в бюджет;
- контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;
-
контроль за соблюдением
На текущий момент численность работников инспекции составляет 68 человек. Данные о численности и образовании специалистов ИМНС по N-скому району представлены в таблице 1, составленной автором на основе отчета по труду формы N 2-труд по состоянию на 01.11.2010 года. Как видно из таблицы, свыше половины работников имеют высшее образование, и при этом 76% данных специалистов имеют высшее экономическое образование. Это свидетельствует, в целом, о высокой квалификации государственный налоговых инспекторов ИМНС по N-скому району. Анализируя вышеупомянутую отчетность, можно отметить, что в инспекции занято достаточно большое количество молодых специалистов: 39% общей численности инспекторов составляют специалисты в возрасте до 29 лет.
Таблица 1. Распределение государственных служащих ИМНС по N-скому району по образованию
Наименование показателя |
Факт. численность, чел. |
С высшим образ., чел. |
Из них с высш. экономич., чел. |
Со сред. специальным образ., чел. |
Доля служащих с высшимобраз., % |
Уд. вес экономического образ., % |
|
Всего госслужащих, в т. ч. |
59 |
33 |
25 |
25 |
56 |
76 |
|
- руководитель инспекции и его заместители; |
3 |
3 |
3 |
- |
100 |
100 |
|
- руководители отделов и их заместители; |
4 |
4 |
2 |
- |
100 |
50 |
|
- главные инспекторы; |
13 |
9 |
8 |
4 |
69 |
89 |
|
- старшие инспекторы; |
32 |
15 |
10 |
16 |
47 |
67 |
|
- инспекторы |
7 |
2 |
2 |
5 |
29 |
100 |
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
Контрольную работу в инспекции осуществляют три основных отдела:
-
отдел предварительного
- отдел контроля за налогообложением юридических лиц;
- отдел контроля за налогообложением физических лиц, индивидуальных предпринимателей, декларированием доходов и имущества.
По состоянию на 01.01.2011 г., на учете в ИМНС по N-скому району состоит 28193 налогоплательщика, в том числе 475 юридических лиц (1,7% от общего числа), 1407 индивидуальных предпринимателей (5,1%) и 26311 физических лиц (93,2%) [50].
Удельный вес плательщиков-предприятий государственного сектора составляет 34,1%, на негосударственные юридические лица приходится 65,9%. Среди юридических лиц государственной формы собственности наибольшую долю занимают унитарные предприятия - 44%. Учреждения и акционерные общества составляют соответственно 29% и 12%.
В негосударственном секторе значителен удельный вес индивидуальных предпринимателей - 62%.
Таким образом, выглядит структура налогоплательщиков по состоянию на начало текущего года.
Анализируя структуру налоговых платежей в районе, можно отметить, что здесь наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Велика также и доля платежей в государственные целевые бюджетные фонды, производимые от выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также налогов на фонд оплаты труда. В связи с наличием в районе предприятия по производству алкогольной продукции значительное место в структуре налоговых доходов занимают акцизы (4,4%). Налог на прибыль предприятий составляет 5,2%. При таком количестве плательщиков-предприятий это довольно низкий показатель. Данное обстоятельство связано с низкой рентабельностью и убыточностью многих предприятий района.
Обратимся к анализу контрольной работы инспекции за два предыдущих года. Для оценки деятельности ИМНС в области налогового контроля целесообразно рассмотреть соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой для анализа здесь являются отчеты формы 2-Н и приложения к ним.
В 2009 году инспекцией осуществлялся ряд мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, снижению или недопущению роста задолженности по каждому плательщику. С этой целью работниками инспекции проводилась методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками. Так, за год было проведено 16 семинаров-совещаний, опубликовано в печати 25 статей, по местному радио прозвучало 2 выступления. В отделах инспекции с целью более глубокого изучения налогового законодательства и практических методов работы проводилась экономическая учеба и производственные совещания.
Результаты контрольной работы инспекции в 2009 году отражены в Приложении 2. По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков - 91,5%. В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже - 82,1%. То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока. Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.
В результате проводимой работы в 2009 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб.
Взыскано за 2009 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИМНС M-ской области это далеко не самый высокий показатель. Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Анализируя данные Приложения 2, можно сказать, что более высокий процент взыскания отмечался среди плательщиков негосударственного сектора. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.
За 2009 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек.
Общая сумма штрафов по делам об административной ответственности составила 6321,3 тыс. руб., по которой взыскано 6098,0 тыс. руб., или 96,5%.
В 2009 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану. Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб. , по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение. Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет. В разрезе министерств наибольшая недоимка имеется у Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Отделом контроля за налогообложением юридических лиц за 2009 г. проведены налоговые проверки у 119 плательщиков, из которых у 109 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.
Значительный вклад в контрольную работу инспекции был внесен отделом предварительного контроля, учета и взыскания платежей в процессе принятия расчетов, проведения проверок изучения причин образования недоимки, а также в процессе контроля за своевременностью поступления авансовых платежей. В результате за год отделом составлен 381 акт и доначислено санкций на сумму 202774,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.
Отделом контроля за налогообложением физических лиц за анализируемый период было проведено 759 проверок у 543 плательщиков. 353 проверки были проведены у 227 индивидуальных предпринимателей, из которых у 137 установлены нарушения налогового законодательства. В итоге отделом было доначислено 20890,6 тыс. руб. финансовых санкций. Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Постоянно в течение года отделом проводилась работа по выявлению граждан, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность.
Анализируя работу инспекции в 2009 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИМНС по N-скому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов. Аналогичный показатель выше только у ИМНС по K-скому району, ИМНС по L-скому району, а также инспекции по г.М. То есть на фоне области итоги работы инспекции выглядят более чем достойно.
Что касается контрольной деятельности инспекции в 2010 году, то и в этом периоде ИМНС проводила определенную работу с плательщиками по поводу разъяснения налогового законодательства с целью укрепления налоговой дисциплины, выполнения плана по доходам, сокращению роста недоимки. Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях.
Основная цель была достигнута: план доходов и поступлений по консолидированному бюджету в 2010 году выполнен на 101,4%, в отличие от предыдущего года. Однако при этом отмечается рост задолженности, которая по состоянию на начало 2011 года составила к плану консолидированного бюджета 1,6%, что на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2009 году.
Итоги контрольной работы инспекции в 2010 году отражены в Приложении 3. Процент проверенных плательщиков несколько ниже, чем в предыдущем году. В целом, доля нарушений законодательства остается стабильно высокой. Процент взыскания доначисленных сумм с учетом остатков на начало года и освобождением от санкций составил 66,1%, в том числе по государственному сектору 87,1.
В таблице 2 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИМНС за два анализируемых года. Как видно из таблицы, произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам.
Таблица 2. Изменение основных показателей контрольной работы ИМНС по N-скому району в 2010 году по отношению к 2009 году
Виды налогоплательщиков |
Темп изменения доли нарушений, % |
Темп изменения доначисленных сумм на 1 СХ, % |
Темп изменения процента взыскания, % |
|
1. Государственный сектор |
||||
1.1 Предприятия с 100 % госсобственностью |
-5,9 |
21 |
1 |
|
1.2 Акционерные предприятия |
0 |
4,2 |
22,3 |
|
1.3 Бюджетные учреждения |
30 |
332,7 |
0,6 |
|
1.4 Совхозы |
0 |
-43,7 |
14740 |
|
1.5 Колхозы |
0 |
-83 |
-61,5 |
|
1.6 Предприятия потребкооперации |
0 |
17385,3 |
0 |
|
1.7 Прочие плательщики |
0 |
-80,5 |
0 |
|
Итого по гос. сектору |
-8,1 |
225,7 |
16,6 |
|
2. Негосударственный сектор |
||||
2.1 Банки |
0 |
-42,4 |
0 |
|
2.2 Коммерческие структкры |
-4,3 |
245,8 |
1,4 |
|
2.3 Общественные организации |
-23,7 |
-61 |
0 |
|
2.4 Предприниматели |
0,7 |
121,1 |
41,4 |
|
2.5 Прочие плательщики |
-18,9 |
1495,6 |
-75,2 |
|
Итого по негос. сектору |
-5,1 |
355,7 |
-55 |
|
3. Физические лица |
||||
Всего |
-5,9 |
201,5 |
-13 |
|
в т. ч. юридические лица |
-5,6 |
273,3 |
-16,3 |
|