Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа
Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население 10
Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Налоги в контексте социальной политики 16
2.2 Социологический ракурс налогов 22
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 26
3.1.Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ …………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и регионе …………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
в 2008 году – 1079833 тыс. рублей (или 97,6 процента от общего объема налоговых льгот);
в 2009 году – 1250143 тыс. рублей (97,8 процента);
в 2010 году – 1342792 тыс. рублей (98,1 процента).[39 С. 35]
С 1 января 2011 года Решением Омского городского Совета от 13 октября 2010 года № 359 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» вышеуказанная налоговая льгота была отменена. При этом следует учитывать, что в связи с отменой льгот органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям города Омска по уплате земельного налога возникла необходимость в финансировании расходов на уплату земельного налога из бюджета города Омска. Таким образом, возможности органов местного самоуправления города Омска по оптимизации сложившейся системы льготного налогообложения на сегодняшний день достаточно ограничены.
В 2011 году прогноз потерь бюджета города Омска от предоставления налоговых льгот составляет 360237,2 тыс. рублей.
В рамках реализации Плана мероприятий по реформированию муниципальных финансов была разработана и утверждена система анализа информации относительно объема налоговых льгот по видам налогов:
- Решением Омского городского Совета от 14 ноября 2007 года № 65 «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам» установлен порядок проведения оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот;
- распоряжением Мэра города Омска от 11 января 2008 года № 3-р «О комиссии по оценке эффективности налоговых льгот» определен состав и регламент работы комиссии по оценке эффективности налоговых льгот.
В целях обеспечения наибольшей эффективности предоставления налоговых льгот на территории города Омска и дальнейшего сокращения уровня недополученных доходов бюджета необходимо:
-актуализировать действующий
порядок оценки эффективности
предоставленных и планируемых
к предоставлению налоговых
- в соответствии с актуализирова
Система мероприятий, направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.
Основным инструментом
совершенствования системы
Анализ нормативной базы города Омска показал отсутствие в ней четкой методологической взаимоувязки долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Таким образом, является целесообразным продолжение практики не только разработки, но и нормативного правового закрепления приоритетов бюджетной стратегии на уровне городского округа в рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики города Омска, с обеспечением более четкой взаимоувязки источников финансовых ресурсов и путей достижения стратегических целей и решения задач социально-экономического развития города Омска в целом.
Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Налог-контрибуция - это вид налога, который следует развивать, чтобы уменьшить удар (негативные последствия), наносимый более негативными формами восприятия налога. Налогоплательщик подходит к налогу (воспринимает налог) конкретно в зависимости от типичной информации, которой он располагает. Его рациональность часто допускает отклонения от рассуждения, но гражданин не должен сводиться к объективно эгоистичному экономическому субъекту.
Интересная методическая работа, в которой сравнивается реакция респондентов на конкретные и абстрактные вопросы, касающиеся шкалы налогообложения (прогрессивной, пропорциональной и регрессивной), была проделана М. Робертсом, П. Хайт и К. Брендлей. Авторы выяснили, что в ответах на абстрактные вопросы респонденты с большей вероятностью поддерживают идею прогрессивного налогообложения частных доходов, в то время как ответы на конкретные вопросы свидетельствуют о большей поддержке пропорциональной и регрессивной шкалы налогообложения. Прозрачность целей, правил, роли налога, административных действий, короче говоря, всей фискальной системы, должна поощряться с тем, чтобы создать гражданское представление о налоге (сформировать правильное отношение к налогу).
Как политический принцип и социологическая реальность (реализм, данность) налоговая демократия должна быть твердой по отношению к действительным неплательщикам, но она должна оправдывать свою легитимность. Проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному образу жизни всех субъектов государства.
Информация о работе Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ