Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти .
Содержание
Введение - 3
1. Понятие и классификация участников налоговых правоотношений - 5
1.1. Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений - 5
1.2. Налоговые органы - 9
2. Представительство в налоговых правоотношениях - 20
2.1. Законный представитель налогоплательщика - 22
2.2. Уполномоченные представители - 25
3. Иные участники налоговых правоотношений - 29
3.1. Банки -29
3.2. Налоговые агенты - 32
Заключение - 35
Список использованной литературы
6. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
В
настоящее время налоговые
7. Право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
8. Право взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке установленном НК РФ.
9. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Следует заметить, что органы Государственной налоговой службы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись только в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органами Государственной налоговой службы в рамках указа Президента РФ от 22.12.93. №2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях между бюджетами различных уровней". Однако Указом Президента РФ от 15.11.97г № 1233 и №2270 был признан утратившим силу, соответственно органы Госналогслужбы были лишены право на предоставление отсрочек и рассрочек.
10. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
НК РФ определяет, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручение на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счёте налогоплательщика (ст. 45 НК РФ).
Таким
образом, указанное право
11. Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
12. Право взывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-нибудь обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
13. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности. Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование лицензии производятся по основаниям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 25.09.98г. № 158-ФЗ "О лицензирования отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ.
14. Право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговое правонарушение; о признании недействительности государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидности организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретённого – не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в НК РФ.
Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст.31 НК РФ, не являются закрытыми. В соответствии с п.2 названой статьи налоговые органы осуществляют так же другие права, предусмотренные НК РФ и федеральными законами.
Налоговые органы обязаны вести учёт налогоплательщиков; в настоящее время прядок учёта налогоплательщика установлен в инструкции «О порядке ведения учёта налогоплательщика», утверждённый приказом Государственной налоговой службы.
В
случаях, предусмотренных
Министерство РФ по налогам и сборам в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издаёт специально для них приказы, инструкции и методические указания. Главной обязанностью налоговых органов в соответствии со ст.32 НК РФ является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.
Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов и соблюдения налогового законодательства может вестись налоговыми органами в различных формах и различными способами, в том числе с использованием различных средств массовой информации, направлением памяток налогоплательщикам, а также в школах и на семинарах, в организациях и.т.д.
В соответствии с п.6 ст.32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Положения о налоговой тайне закрепляются НК РФ в ст. 102. В настоящее время похожая норма содержится в ст.16 Закона РФ « Об основах налоговой системы в РФ», согласно которой налоговые органы и их сотрудники обязаны, сохранит коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах граждан и организаций. Существенным отличием норм НК является то, что, налоговые органы обязаны соблюдать не только коммерческую тайну и вкладов граждан и организаций, но и сохранять в тайне любые полученные налоговыми органами о налогоплательщике сведения, за исключением тех, которые указаны в п.1 ст.102. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1.
разглашённых
2. об идентификационном номере налогоплательщика;
3.
о нарушениях законодательства
о налогах и сборах и мерах
ответственности за эти
4.
предоставляемых налоговым (
НК РФ впервые установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачёт излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, штрафов, пеней. Ранее в соответствии со статьёй 15 Закона «О Государственной Налоговой службе РСФСР» возврату подлежали только не правильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. Сейчас установлен общий порядок зачёта или возврата для всех налогов и сборов, который предусмотрен главой 12 НК РФ.
НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах могут быть установлены иные обязанности налоговых органов. Так, в соответствии со ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату её представления. В соответствии с п.7 ст.83 НК РФ налоговые орган обязаны незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учёт на основании информации о его деятельности или его имуществе, полученных от других лиц. В соответствии со ст.108 НК РФ налоговые органы обязаны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении.
НК
РФ предусмотрена обязанность, налоговых
органов сообщать органам налоговой
полиции о возможных
Права
и обязанности налоговых
Необходимо отметить, что осуществление ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так, руководитель налогового органа или его заместитель может принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (ст.46), или его имущества (ст.47), о проведении выездной налоговой проверки (ст.89), о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о взыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и по нему вынести решение.
При исполнении должностными лицами полномочий налоговых органов необходимо учитывать следующие особенности:
1.должностное
лицо действует только в
2.служебные права должностных лиц налоговых органов являются их обязанностями и наоборот;
3.любые
права должностных лиц
Должностные лица таможенных органов при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ помимо обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующие таможенные правоотношения, несут обязанности, предусмотренные ст.33 НК РФ.
Выделим некоторые полномочия, которыми наделены руководители таможенных органов и их заместители:
-
засчитывать излишне
-
принимать решения об
-
принимать решения о
-
принимать решения о наложения
ареста на имущество
Привлечение к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ осуществляется в порядке, установленном таможенном законодательством. Данное правило означает, в частности, следующее:
Информация о работе Правовой статус налоговых представителей