Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:27, реферат
Организация национальных налоговых систем в странах Европейского Союза и Российской Федерации, осуществляемая в условиях процесса глобализации мировой экономики, накладывает определенные ограничения на отдельные субъекты международной налоговой конкуренции, однако позволяет им минимизировать налоговое бремя за счет перевода доходов от бизнеса между различными налоговыми юрисдикциями.
Позитивное влияние равноправной (добросовестной) налоговой конкуренции на развитие экономической деятельности, национального и международного налогового законодательства можно оценить по конкретным позициям.
Правовые средства избежания двойного налогообложения
Организация национальных налоговых систем в странах Европейского Союза и Российской Федерации, осуществляемая в условиях процесса глобализации мировой экономики, накладывает определенные ограничения на отдельные субъекты международной налоговой конкуренции, однако позволяет им минимизировать налоговое бремя за счет перевода доходов от бизнеса между различными налоговыми юрисдикциями.
Позитивное влияние равноправной (добросовестной) налоговой конкуренции на развитие экономической деятельности, национального и международного налогового законодательства можно оценить по конкретным позициям.
Во-первых, международная налоговая конкуренция должна рассматриваться с точки зрения контроля за налогоплательщиками со стороны государства. Это означает выбор страны резидентства для глобальных налогоплательщиков - обладателей мобильных факторов производства (в частности, финансового капитала). Он определяется наличием либеральной фискальной политики в данной юрисдикции в части установления уровня налогового бремени, а также процедуры уплаты налогов и налоговой отчетности. В то же время владельцы недвижимости, представители малого и среднего бизнеса поставлены в условия ограниченного выбора наиболее благоприятного налогового климата.
Во-вторых, международная
налоговая конкуренция
В-третьих, международная
налоговая конкуренция
Как отмечают некоторые
исследователи, внутреннее двойное
налогообложение государству
На межгосударственном
уровне урегулировать вопросы
двойного налогообложения
Так, Договор о создании Европейского Союза от 27 февраля 1992 г. закрепляет правовые положения, определяющие основные направления реформирования вторичного права по налоговым вопросам в соответствующих странах:
- правовые основы механизма гармонизации законодательства государств-членов о косвенных налогах (ст. 93);
- правовые основы для введения "экологических" налогов (ст. 174);
- правовые основы деятельности государств - членов ЕС по устранению двойного налогообложения своих граждан внутри Сообщества (ст. 293);
- правовые основы
обеспечения равных условий
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно распространяются на налоги с прибыли, имущества, капитала. При этом соглашения, как правило, не затрагивают проблемы косвенного налогообложения и не распространяются на налоги на добавленную стоимость, с продаж, на налоги, уменьшающие финансовые показатели прибыльности (налоги с оборота, на рекламу, другие налоги, включаемые в состав расходов).
Основные международные соглашения об избежании двойного налогообложения группируют следующим образом:
- соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал;
- соглашения
об избежании двойного
- соглашения
об избежании двойного
- соглашения об избежании двойного налогообложения в области транспорта - Соглашение об устранении двойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта между СССР и Францией (Москва, 4 марта 1970 г.).
В отношении иных налогов зарубежных стран, не подпадающих под действие соглашений об избежании двойного налогообложения (таможенные пошлины, косвенные налоги, разнообразные муниципальные налоги), единственное, что может сделать государство для своих физических и юридических лиц - обеспечить для них национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим применяется наиболее широко, предполагает равенство субъектов иностранного и национального права в области налогообложения. Он проявляется в двух аспектах: непосредственно в налоговом статусе субъектов иностранного права, т.е. в их правах и обязанностях как налогоплательщиков, и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств.
Например, в праве Совета Европы закрепляется требование равного подхода к гражданам государств-участников и к иностранцам в сфере налогообложения. Согласно Европейской конвенции об установлении общих правил обращения с гражданами одного государства-участника на территории других государств-участников от 13 декабря 1955 г. (СЕД N 19) граждане любой договаривающейся стороны не облагаются на территории другой стороны иными, более высокими или более обременительными сборами, пошлинами, налогами и начислениями, чем граждане государства их пребывания в аналогичных обстоятельствах, с учетом положений о двойном налогообложении, которые содержатся в соответствующих соглашениях (п. 1 ст. 21). В частности, данные лица имеют право на скидки и освобождения от уплаты налогов, а также на все пособия, включая пособия на иждивенцев. Аналогичной практики придерживается и Российская Федерация.
Режим наибольшего
благоприятствования
Обеспечение указанных режимов в международной сфере осуществляется посредством их закрепления:
- на многостороннем правовом уровне, в частности в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) и других соглашениях системы Всемирной торговой организации (ВТО), Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Отдельную группу образуют многосторонние таможенные конвенции, содержащие отдельные налоговые нормы: Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. и т.д.;
- на двустороннем
уровне - в торговых договорах,
иных специальных
В Российской Федерации модернизация
налогообложения ведется
В рамках сотрудничества Российской Федерации с европейскими странами необходимо использовать не только наиболее успешный опыт реформирования национальных законодательств, но и опыт модернизации вторичного законодательства Европейского Союза, в том числе касающийся вопросов избежания двойного налогообложения. Результатом подобной интеграции станет:
- ослабление зависимости
Российской Федерации от
- сближение политических и правовых систем России и европейских стран;
- в перспективе - последующее участие отечественных юристов в разработке европейского налогового законодательства, начиная с проектной стадии.
При этом следует отметить некоторые тенденции развития современного налогового права Европейского Союза.
Продолжается процесс разграничения полномочий в области налогов между государствами и институтами ЕС, в основе которого просматриваются начала налогового федерализма.
Расширяется компетенция
ЕС в сфере прямого
Укрепляется судебная система ЕС, предусмотренная указанным Договором. Это приведет, с одной стороны, к увеличению количества судебных решений в области налогов, а с другой - к увеличению числа противоречий в этих решениях. Одновременно сохранится большое влияние судебной практики на развитие налогового права ЕС.
В настоящее время в странах - участницах ЕС происходит активная передача налогового суверенитета в пользу Сообщества. Наблюдается и ряд новых процессов:
- рост влияния на национальные
законодательства
- давление со стороны
стран-участниц, приводящее к устранению
межгосударственной налоговой
- активная роль Комиссии
ЕС в решении вопросов
- претензии Комиссии ЕС
на право ведения переговоров
о соглашениях в целях
Для того чтобы Россия могла успешно отстаивать национальные интересы в сложившейся в ЕС системе налогового регулирования, необходимо более тесное взаимодействие органов государственной власти с деловыми кругами в рамках системы частно-государственного партнерства. Таким образом, сотрудничество с ЕС приобретает практический характер, поскольку доступ к последней информации об изменениях в законодательстве у российских бизнесменов шире, чем у органов власти. Кроме того, Европейская комиссия традиционно прислушивается к мнению бизнеса при подготовке законодательных норм. Следует работать и в таких организациях, как отраслевые ассоциации бизнеса, Европейский "круглый стол" и т.д..
В отношении налоговых платежей, подпадающих под действие международных соглашений, страны ЕС и Россия используют два метода устранения двойного налогообложения, предусмотренные Типовой конвенцией об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г. и 1977 г.), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Освобождение с
Обычный вычет означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна снизить размер своего налога до уровня налогообложения другой договаривающейся страны, если он там ниже.
Информация о работе Правовые средства избежания двойного налогообложения