Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и исследование сущности ответственности и выявление пробелов в бюджетном законодательстве. Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих задач:
Выявить проблему нецелевое использование бюджетных средств в системе бюджета РФ и найти пути ее решения
Рассмотреть структуру бюджетной системы РФ
Проанализировать способы нарушения бюджетной дисциплины и найти пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Бюджет РФ………………………………………………………….......4
1.1 Понятие бюджета и его структура……………………….……….....4
1.2 Виды бюджетов…………………………………….………………...7
Глава 2 Бюджетная дисциплина……...………………………….…………...10
2.1 Характеристика бюджетного законодательства РФ………...........10
2.2 Нарушение бюджетной дисциплины, причины нарушений……..12
Глава 3 Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения………..…………..21
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………..………………………………...36
Большинство юристов рассматривают финансовое право как самостоятельную отрасль российского права, а бюджетное право - его правовым институтом или разделом. Например, О. Н. Горбунова отмечала, что финансовое право как отрасль права состоит из финансово-правовых институтов. Центральное место среди них занимают нормы бюджетного права, закрепляющие построение бюджетной системы государства, регламентирующие доходы и расходы всей бюджетной системы и каждой его составной части, а также нормы, регламентирующие бюджетный процесс. Этого же мнения придерживалась Л. К. Воронова.[8]
Система законодательства и система права, как известно, не являются застывшими, они находятся в постоянном изменении в связи с быстрым поступательным развитием общественных отношений. Некоторые правовые институты преобразуются в подотрасли, а подотрасли - в отрасли. Все это в полной мере относится к системе бюджетного законодательства.
В настоящее время общий массив правовых актов в области бюджетов велик. Основополагающие нормы бюджетного права определены Конституцией Российской Федерации. Бюджетное законодательство, кроме того, состоит из Бюджетного кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ним ежегодных законов о бюджетах различного уровня, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих отношения, указанные в ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В юридической литературе подвергались критике ст. 2 БК РФ (о структуре бюджетного законодательства) и ст. 3 того же кодекса (о правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) как якобы противоречащие Конституции Российской Федерации. В действительности же здесь противоречия нет, ибо каждую статью Бюджетного кодекса Российской Федерации следует понимать с учетом норм бюджетного права и всего российского законодательства. Так, пункты 1 и 2 ст. 3 БК РФ необходимо применять к федеральным правовым нормативным актам, а не к актам субъектов Федерации и местного самоуправления.[8]
Структура бюджетного законодательства, определенная ст. 2 Бюджетного кодекса, дана в широком понимании слова "законодательство", поскольку сюда включены правовые акты местного самоуправления, которые в узком смысле слова, конечно, законами не являются.
На федеральном уровне действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, на уровне субъекта Федерации - многие нормы федерального уровня, а также нормы субъекта РФ (региональные), на уровне местного самоуправления действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, многие нормы субъекта Российской Федерации, а также бюджетно-правовые нормы местного уровня.[1]
Многие финансовые отношения, в том числе и бюджетные, регулируются соглашениями, заключенными между Российской Федерацией и ее субъектами (их около 50). Такие соглашения впервые появились в Российской Федерации в переходный период. Они имели большое значение при осуществлении бюджетно-налоговой политики. В настоящее время заметна тенденция к снижению роли таких соглашений, и постепенно при реальном осуществлении принципа равенства субъектов, целостности России, провозглашенных Конституцией их, возможно, заменят конкретные договоры об инвестициях, займах и т. д.[12]
2.2 Нарушения бюджетной дисциплины, причины нарушений
Бюджетная дисциплина - обязательный для всех участников бюджетного процесса порядок выполнения возложенных на них полномочий по надлежащему исполнению установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.[9]
В Бюджетном кодексе РФ разграничены права и обязанности участников бюджетного процесса. Несоблюдение бюджетной дисциплины означает совершение бюджетных правонарушений. Например, при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения – некоторые такие нарушения не обеспечены возможностью применения финансово-правовой ответственности. Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).[8]
Бюджетное правонарушение
(как разновидность
Каждое бюджетное
Элементами бюджетного правонарушения являются:
В более конкретном виде
(то есть применительно к конкретным
видам бюджетных
Субъективная сторона
бюджетного правонарушения – это
психическое отношение
Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).
Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.[10]
Помимо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, Бюджетным кодексом предусматривается ответственность и за несвоевременное перечисление (неперечисление) процентов за пользование указанными бюджетными средствами. Согласно ст. 291 БК РФ неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Обобщая судебную практику, отметим, что суды рассматривают заявления о взыскании процентов одновременно с выплатой основной суммы бюджетных средств, предоставленной на возмездной основе. ФАС МО в Постановлении от 28.05.2007 N КГ-А41/4609-07 рассмотрел кассационную жалобу Минфина на решение арбитражного суда об отмене решения Минфина о взыскании с организации процентов за пользование средствами федерального бюджета, начисленных по ставке 10% годовых по условиям п. 4 мирового соглашения, штрафных санкций (пени) за несвоевременную уплату процентов, предусмотренных п. 4 мирового соглашения, штрафных санкций (пени) за несвоевременный возврат основного долга в сроки, предусмотренные п. 1 мирового соглашения, а также штрафных санкций (пени) за несвоевременную уплату срочных процентов. Указанные требования основаны на ст. 290, 291 БК РФ и мотивированы нарушением ответчиком графика возврата задолженности и уплаты процентов по мировому соглашению между Минфином и организацией о погашении задолженности по договору в федеральный бюджет. Отказывая в удовлетворении искового заявления, арбитражный суд исходил из того, что взыскание неустойки в соответствии со ст. 290, 291 БК РФ возможно в рамках договорных отношений при невозврате или несвоевременном возврате бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Однако после заключения мирового соглашения при нарушении ответчиком его условий истец вправе взыскать долг и проценты в рамках исполнительного производства и начислить ответчику проценты по ст. 395 ГК РФ. Исследовав материалы дела в пределах, установленных ст. 286 АПК РФ, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, ФАС МО пришел к выводу, что судебное решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям. Вывод арбитражного суда, что взыскание задолженности и применение мер ответственности к ответчику в случае нарушения условий мирового соглашения производится в порядке, определенном не БК РФ, а ГК РФ и иными законами РФ, является ошибочным. Суд не учел, что БК РФ является составной частью российского законодательства, как и названные правовые акты. Кроме того, в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответственность, предусмотренная ст. 290, 291 БК РФ, является по природе гражданско-правовой, то есть законной неустойкой. Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14 предусмотренная законом либо соглашением сторон обязанность должника уплачивать неустойку за просрочку исполнения денежного обязательства не препятствует кредитору во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ. При этом кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер ответственности, что и было сделано истцом по настоящему делу. При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось оснований для отказа во взыскании законной неустойки на основании ст. 290, 291 БК РФ по тому мотиву, что со стороны ответчика имело место неисполнение условий мирового соглашения, а не договора.[13]
Информация о работе Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения