Прямые налоги,их объекты,функции и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ прямых налогов, их объектов и путей развития.
Задачи курсовой работы:
изучение понятия прямых налогов, видов налогов; в частности рассмотреть:
экономическую сущность налогов и их функции,
виды и порядок расчета прямых налогов, уплачиваемых в бюджет;
изучить отличительные характеристики налоговой системы Республики Беларусь от систем, применяемых в экономически развитых странах; в частности рассмотреть:

Содержание

Введение
стр.
6
Понятие налогов. Виды прямых налогов.
1. 1 Экономическая сущность налогов и их функции.
1. 2 Виды и порядок расчета прямых налогов, уплачиваемых в бюджет.
2.Отличительные характеристики налоговой системы Республики Беларусь от систем, применяемых в экономически развитых странах.
2.1 Системный характер отличий налоговой системы Республики Беларусь.
2.2 Методологический характер отличий налоговой системы Республики Беларусь.
2.3 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость.
3. Практические аспекты расчетов прямых налогов на примере деятельности ОАО «Брестский электроламповый завод».
3.1 Характеристика основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
3.2 Система управления на предприятии.
3.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.4 Виды налогов, выплачиваемых предприятием ОАО «Брестский электроламповый завод».
3.5 Особенности оптимизации налогообложения на предприятии ОАО «Брестский электроламповый завод».
9
9
14

24


24

26

27

35

35

36
38
45

48
Заключение
50
Список использованных источников
52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Объектом платы за землю является площадь земельного участка, выраженная в гектарах. При  этом в расчет принимаются следующие  виды земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики; земли лесного фонда; земли водного фонда.

Основанием для исчисления земельного налога является акт на земельный участок или удостоверение  на право пользования земельным участком или решение исполкома о предоставлении земельного участка.

Платежи за землю подлежат включению в расходы по реализации продукции (работ и услуг) и в  расходы по реализации продукции, товаров (работ и услуг), учитываемые при  налогообложении. По строящимся объектам платежи за землю подлежат включению в стоимость незавершенного строительства.

Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости  от категории земель.

Земельный налог исчисляется  начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и предоставляют в налоговые органы налоговые декларации о сумме налога на текущий год не позднее 1 марта текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам – в течение 1 месяца со дня их предоставления. Уплачивается налог в течение года равными частями не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября, а по землям сельскохозяйственного назначения не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Плательщиками экологического налога признаются организации. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Этим налогом облагаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников;
  • сбросов сточных вод;
  • Отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
  • озоноразрушающих веществ;
  • объемы добываемых природных ресурсов.

Он введен с января 1992 года в целях более рационального  использования природных ресурсов и улучшения экологической обстановки, а так же изыскание для этого необходимых ресурсов.

 Ставки налога за  выбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду от передвижных  источников устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь  согласно постановления.

Отметим, что для передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лимит допустимых выбросов этих веществ не устанавливается.

Налог за выбросы в  атмосферу загрязняющих веществ  от передвижных источников (автомобильного транспорта) начисляется из фактических объемов этих выбросов, рассчитанных по количеству израсходованного топлива за передвижение на территории Республики Беларусь.

Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников исчисляется  и уплачивается ежемесячно. Расчеты предоставляются до 20 числа месяца, следующего за отчетным, а платят до 22 числа месяца, следующего за отчетным.

 

2  ОТЛИЧТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИИКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

 

2.1 Системный характер отличий налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Беларуси за последние годы существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия носят  как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1. Количество применяемых  в Беларуси налогов, сборов, различных  отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, значительно превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт[1].

2. Вторым важным системным  отличием являются существенные  расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

Учитывая способы и  возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более  эффективными или полезными для  экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике. [7]

Кроме того, применяемые  в этих системах модели косвенных налогов (а это только НДС или идентичный ему налог с розничных продаж в США и акцизы) также построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).

Преобладание в налоговых  системах стран с переходной экономикой различных типов и моделей косвенных налогов связано в основном с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены. Следует также учитывать, что помимо значительных административных издержек по сбору налогов введение высокодоходных прямых налогов требует первоначального создания необходимой экономической структуры на основе рыночных преобразований: собственности, труда, капитала и т.д.

Тем не менее, в большинстве  стран Восточной Европы и в  России благодаря проводимым реформам в последние годы отмечается тенденция к увеличению доли прямого подоходного налогообложения в общих налоговых поступлениях.

Однако такие системные преобразования, как значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов и доведение его до стандартного минимума, а также улучшение структуры налоговой системы за счет повышения доли прямого подоходного налогообложения, не могут быть реализованы как одноразовый акт и требуют времени, а главное - последовательного проведения рыночных реформ.

 

 

 

2.2 Методологический характер отличий налоговой системы Республики Беларусь

К отличиям методологического  характера налоговой системы  Республики Беларусь от оптимальной относятся, прежде всего, различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов. Рассмотрим имущественные налоги.[7]

Имущественные налоги

К ним, в частности, относятся  налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи и в определенной мере экологические налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов. [1]

То есть для белорусских  реалий в качестве первоочередных реформ можно выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество с соответствующим пересмотром субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и модернизацию применяемого порядка взимания земельного налога и налогов с пользователей природных ресурсов.

Целесообразно провести необходимую дифференциацию и упорядочить состав всех рентных платежей, куда входят налоги с пользователей недрами, водный налог, лесной доход и попенная плата, налоги с пользователей объектами растительного и животного мира. В целом в состав местных налогов и сборов должны войти налоги на имущество, земельный налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налог на рекламу, налог на игорный бизнес, местные лицензионные сборы.

Учитывая принятый в  Беларуси курс на постепенное реформирование и становление рыночных отношений с социальным уклоном, реформу налоговой системы также следует осуществлять поэтапно. Но направления и ориентацию такой реформы должны определять именно механизмы преодоления системных и методологических искажений в налоговой системе страны. [13]

В перспективе в рамках доработки проекта Особенной  части Налогового кодекса реформирование налоговой системы предполагается по следующим основным направлениям:

  • значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
  • улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
  • снятие действующих ограничений в системе НДС по налоговым вычетам и законодательное закрепление ставок акцизов;
  • реформа с учетом российского опыта индивидуального подоходного налога и отчислений на социальное страхование;
  • повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов.

 

2.3 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость

В последнее время некоторые  исследователи подвергают резкой критике налоговые системы, основанные на налогообложении добавленной стоимости, дохода и заработной платы. Проводимые ими расчеты показывают, что такие системы являются далеко не самыми эффективными, поскольку подавляют стимулы к производственной деятельности и замедляют экономический рост [16].

Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения [2].

В Беларуси среди прямых налогов  лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 – 13 % доходов бюджета республики [2].

Сторонники ужесточенного налогового режима, в основном представители государственной финансовой системы, доказывают, что ставки налогов в Республике Беларусь в частности не выше, чем в других странах (таблица 2.1.).

Из таблицы видно, что ставки налога на прибыль в европейских странах колеблются от 15 до 56%, в то время как в Беларуси от 5 до 18%. Однако кажущаяся очевидность приводимого аргумента легко опровергается при более детальном сравнении самого объекта налогообложения.

Для расчета налогооблагаемой прибыли в США из общей суммы доходов, состоящей из выручки от реализации товаров и услуг, дивидендов, роялти, доходов от прироста капиталов и прочих доходов, вычитаются поимущественный и акцизный налоги, рентные платежи, заработная плата, расходы на ремонт, безнадежные долги, проценты за кредит, амортизационные отчисления, расходы на рекламу, взносы в пенсионный фонд и фонды участия работающих в распределении прибылей, расходы на НИОКР, убытки, 85% от суммы полученных дивидендов и пр. [11]

 

 

 

 

Таблица 2.1. Максимальные ставки налога на прибыль

Государство

Ставка налога, %

США

15 – 34

Германия

36 – 56

Франция

39 – 42

Великобритания

35

Италия

36

Нидерланды

35

Бельгия

43

Люксембург

34

Испания

35

Ирландия

43

Греция

49


 

В Германии из выручки от реализации исключаются все материальные затраты на производство (сырье, покупные полуфабрикаты, материалы, энергия, топливо), расходы на содержание персонала (заработная плата, отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд по безработице и др.), амортизационные отчисления, расходы на приобретение лицензий, прочие производственные затраты (транспортные издержки, оплата услуг).

Выручка увеличивается или  уменьшается на сальдо изменения  курса ценных бумаг, процентов по банковским кредитам, результатов деятельности дочерних предприятий.

Из полученной брутто-прибыли  уплачиваются промысловый и земельный налоги, оставшаяся часть делится на распределяемую и не распределяемую и облагается корпорационным налогом соответственно по ставкам 56 и 36%.

Приведенные данные о порядке исчисления налогооблагаемой прибыли свидетельствуют о том, что при всем разнообразии списания затрат на производство в каждой стране единым остается сам принцип, заключающийся в том, что затраты связываются с процессом производства и его обеспечением. Включения в себестоимость несвойственных ей налоговых статей не наблюдается.

Кроме того, предприятиям предоставляется  широкая возможность для совершенствования  производства, проведения научных исследований, повышения квалификации кадров, покрытия возникающих убытков. Последнее заслуживает особого внимания, так как государство, давая убыточным предприятиям, шанс выйти из финансового кризиса, заботится и о сохранении на будущее налогооблагаемой базы [11].

Информация о работе Прямые налоги,их объекты,функции и пути развития