Прямые налоги,их объекты,функции и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ прямых налогов, их объектов и путей развития.
Задачи курсовой работы:
изучение понятия прямых налогов, видов налогов; в частности рассмотреть:
экономическую сущность налогов и их функции,
виды и порядок расчета прямых налогов, уплачиваемых в бюджет;
изучить отличительные характеристики налоговой системы Республики Беларусь от систем, применяемых в экономически развитых странах; в частности рассмотреть:

Содержание

Введение
стр.
6
Понятие налогов. Виды прямых налогов.
1. 1 Экономическая сущность налогов и их функции.
1. 2 Виды и порядок расчета прямых налогов, уплачиваемых в бюджет.
2.Отличительные характеристики налоговой системы Республики Беларусь от систем, применяемых в экономически развитых странах.
2.1 Системный характер отличий налоговой системы Республики Беларусь.
2.2 Методологический характер отличий налоговой системы Республики Беларусь.
2.3 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость.
3. Практические аспекты расчетов прямых налогов на примере деятельности ОАО «Брестский электроламповый завод».
3.1 Характеристика основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
3.2 Система управления на предприятии.
3.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.4 Виды налогов, выплачиваемых предприятием ОАО «Брестский электроламповый завод».
3.5 Особенности оптимизации налогообложения на предприятии ОАО «Брестский электроламповый завод».
9
9
14

24


24

26

27

35

35

36
38
45

48
Заключение
50
Список использованных источников
52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что методика исчисления прибыли в рассмотренных примерах и ее облагаемой части несопоставима с порядком, принятым в нашей стране, а потому некорректно сравнивать и ставки налога на прибыль.

В отношении налога на прибыль  и доходы предприятий в первую очередь предстоит изменить порядок определения базы налогообложения, с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций [4].

В целях компенсации потерь бюджета необходим кардинальный пересмотр налоговых льгот и отказ от большинства из них.

С одной стороны, это обеспечит  равное и справедливое налогообложение доходов отечественных производителей, а с другой – позволит расширить базу налогообложения.

Здесь целесообразно идти по пути снятия ограничений, не позволяющих  зачесть в полном объеме все обоснованные и необходимые для ведения  бизнеса расходы. Это относится прежде всего к затратам на рекламу, выплату процентов по кредитам, страхование, обучение персонала и ряд других. Данное изменение позволит предприятиям более рационально размещать и использовать имеющиеся ресурсы и в целом успешнее развивать отечественное производство.

Наряду с налогом на прибыль  подоходный налог с физических лиц  является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета республики [2].

Предстоит осуществить реформу  налогообложения доходов граждан. В мероприятиях по совершенствованию  налоговой системы ему уделяется  незаслуженно мало внимания. В то же время реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить налоговую нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Немаловажным, на наш взгляд, представляется выбор приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Хотя в налоговом законодательстве уже происходят некоторые положительные перемены в области стимулирования инвестиционной деятельности граждан. Так, к примеру, был расширен список доходов, не подлежащих налогообложению подоходным налогом, в частности, на доходы в виде процентов, получаемых по облигациям ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», что, по нашему мнению, только позитивно скажется на инвестиционном климате государства [15].

Российские экономисты предлагают переместить налоговую нагрузку на природные ресурсы, изымающие  ренту. К налогам, полностью или  частично изымающим в доход государственного бюджета природную ренту, относятся платежи за используемые и эксплуатируемые природные, ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды (налоги за использование ассимиляционного ресурса и штрафы за превышение ПДК и лимитов выбросов), других невоспроизводимых ресурсов.

Спецификой рентных налогов  является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального собственника и реальной стоимости этих ресурсов [16].

Некоторые шаги в этом направлении  уже сделаны. Так, согласно Постановления Министерства ЖКХ Республики Беларусь от 24.03.2005 г. №6 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения сумм земельного налога на земельные участки, занятые жилыми домами», наниматели, собственники жилых помещений одновременно с платежами за жилищно-коммунальные услуги обязаны возмещать суммы земельного налога, уплаченные плательщиком за земельные участки, занимаемые жилыми домами. Суммы земельного налога, подлежащие возмещению нанимателями, собственниками жилых помещений, включаются в документ об оплате за жилищно-коммунальные услуги после итогового результата за жилищно-коммунальные услуги отдельной строкой "Возмещение сумм земельного налога".

Плательщики земельного налога после  его уплаты одновременно с платежами за жилищно-коммунальные услуги в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем уплаты земельного налога, включают в документ об оплате за жилищно-коммунальные услуги сведения о сумме возмещения нанимателями, собственниками жилых помещений земельного налога [14].

В качестве одного из направлений  совершенствования налоговых систем предлагается введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налога на имущество физических лиц, налога на имущество предприятий, платы за землю). Поимущественное налогообложение позволяет обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать ее эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.

Существующая сегодня в республике система налогообложения недвижимого имущества имеет множество недостатков и малоэффективна. Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, а также объектов незавершенного строительства. Таким образом, под налогообложение в качестве недвижимости попадают все основные фонды предприятий – не только здания и сооружения, но и производственное оборудование, транспортные средства, компьютеры и оргтехника.

Попытка дифференцировать ставки налога на недвижимость в зависимости от ее местоположения является позитивным фактором. Однако применяемая практика зонирования городских территорий, по оценкам специалистов, не может быть использована для целей налогообложения, так как не отражает реальной рыночной стоимости имущества.

Сегодня база налогообложения недвижимости в республике не имеет ничего общего с рыночной стоимостью имущества, отличаясь от нее порой в 10 раз. В результате бюджет лишается значительных средств, кроме того, нарушается принцип нейтральности налогообложения: рассчитанные по существующим методикам стоимости равнозначных объектов в центре города и где-нибудь на периферии отличаются незначительно, хотя разница в прибыльности и реальной рыночной стоимости существенна [16].

Таким образом, совершенствование  налогообложения недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно, по нашему мнению, исключить из налогообложения объекты, не подпадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и пр. Также следует установить пониженную ставку налога на недвижимость для фондоемких отраслей для поддержки конкурентоспособности их продукции.

Предлагаемые в данной главе работы направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь приведут к снижению налоговых доходов государственного бюджета на первоначальном этапе введения. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы на переходном этапе можно, в основном, за счет активизации неналоговых источников, главным образом доходами от приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРАКТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАСЧЕТОВ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ  НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО  «БРЕСТСКИЙ ЭЛЕКТРОЛАМПОВЫЙ ЗАВОД»

 

 

3.1 Характеристика основных направлений хозяйственной деятельности предприятия

ОАО "Брестский электроламповый завод" является единственным производителем в Республике Беларусь ламп накаливания.

Завод создан в 1966 году. В августе 1966 года выпущена первая электролампочка, а с сентября завод начал давать продукцию.

В настоящее время завод специализируется в основном на изготовлении электрических ламп накаливания, в том числе: лампы общего назначения, автомобильные, галогенные, миниатюрные.

Тип производства – массовый – завод состоит из пяти основных цехов и 8 вспомогательных. Режим работы основных цехов - двухсменный, за исключением стекольного цеха, где идёт непрерывный технологический цикл.

Основными потребителями продукции завода являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Польша.

Согласно приказа Министерства экономики РБ №114 от 22.08.2002 г. завод преобразован в Открытое акционерное общество «Брестский электроламповый завод» полномочия по управлению заводом Минэкономики РБ передало Министерству промышленности Республики Беларусь, которое руководствуется в управлении предприятием действующим законодательство и Уставом ОАО «БЭЛЗ».

Учредителем ОАО «БЭЛЗ» является Министерство экономики Республики Беларусь. ОАО «БЭЛЗ» является коммерческой организацией, целью ее деятельности является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Паспорт ОАО "Брестский электроламповый завод" находится в приложении 1.

Завод самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития завода, повышении личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции, поставщиками материально-технических ресурсов. Отношения завода с другими предприятиями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров (в том числе по бартерным сделкам).

ОАО «БЭЛЗ» осуществляет следующие виды деятельности:

1) производство электрических ламп;

2) производство хозяйственно-бытовых изделий из стекла;

3) производство химико-лабораторной посуды из стекла;

4) обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;

5) монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание машин общего назначения;

6) производство осветительного оборудования;

7) ремонт и техническое обслуживание средств измерений и контрольно-измерительных приборов и оборудования и другие.

Постоянно расширяется  и обновляется номенклатура изделий.

Кроме ламп накаливания, завод выпускает компактные энергосберегающие лампы, а также натриевые лампы высокого давления для уличного освещения и для тепличного хозяйства.

 

3.2 Система управления на предприятии

Управление в ОАО «БЭЛЗ» осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью предприятия осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).

Общее собрание акционеров является высшим органом управления в ОАО «БЭЛЗ».

Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью ОАО «БЭЛЗ» в период между собраниями акционеров.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и директор. Дирекция, директор подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров. Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях.

Структура управления представлена в приложении 2. В структуре управления предприятием имеются техническая служба, которую возглавляет главный инженер, производственно-диспетчерская, которую возглавляет зам. директора по производству, экономическая во главе с зам. директора по экономике и финансам, коммерческая служба, управление качеством, социально-бытовая служба, юридический отдел. Идеологические, социальные и кадровые вопросы находятся в ведении зам. директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данном предприятии линейно-функциональная структура управления, сущность которой состоит в том, что общее руководство осуществляется линейными руководителями через руководителей функциональных органов. При этом происходит специализация руководителей по отдельным функциям управления, каждая из которых может выполняться квалифицированным руководителем. Функциональные руководители при такой структуре наделяются правами распорядительства. При такой системе упрощается работа линейных руководителей, но в то же время каждый исполнитель подчиняется не одному начальнику, а нескольким, что нарушает принцип единоначалия, согласованность распоряжений и снижает ответственность за конечные результаты труда. К преимуществам функциональной структуры управления можно отнести высокую компетентность специалистов, освобождение главного менеджера от решения некоторых специальных вопросов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. Для достижения более высокой эффективности управления на ОАО «БЭЛЗ» необходимо поддерживать более тесные взаимосвязи между подразделениями.

 

3.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Проведем анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ОАО «Брестский электроламповый завод» изучив отчетность предприятия. В таблице 3.1 отражен анализ финансовой устойчивости предприятия за 2007 год, а в таблице 3.2 за 2008 год.

Таблица 3.1. Анализ финансовой устойчивости ОАО «БЭЛЗ» (2007 год)

Показатели

На начало года

На конец  года

1

2

3

1. Источники собственных  средств 

41026

35323

2. Основные средства  и вложения 

46642

45481

3. Наличие собственных  оборотных средств (1-2)

-5616

-10158

4. Долгосрочные кредиты  и займы 

2982

2573

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (3+4)

-2634

-7585

6. Краткосрочные кредиты  и займы 

4339

7465

7. Общая величина основных  источников формирования запасов  и затрат (5+6)

1705

-120

8. Общая величина запасов и затрат

4383

4097

9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств  (3-8)

-9999

-14255

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных  заемных источников формирования запасов и затрат (5-8)

-7017

-11682

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (7-8)

-2678

-4117

Информация о работе Прямые налоги,их объекты,функции и пути развития