Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания курсовой работы является изучение налоговой системы в России. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
- изложить исторические этапы развития налогообложения;
- дать оценку основным элементам системы налогообложения;
- охарактеризовать основные принципы системы налогообложения;
- сравнить отечественный и мировой опыт построения системы налогообложения;
- проанализировать основные проблемы и перспективы развития системы налогообложения в России.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и сущность налоговой системы
5
1.1 История развития налогообложения
5
1.2 Принципы рационального налогообложения
7
1.3 Роль налоговой политики в формировании системы налогообложения
9
2 Принципы и элементы построения налоговой системы России
11
2.1 Сущность и содержание налогообложения
11
2.2 Основные элементы налога и налогообложения
13
2.3 Функции и виды налогов
15
Глава 3 Современные проблемы и тенденции построения системы
налогообложения в России

24
3.1 Основные принципы формирования системы налогообложения в
экономике с развитым рынком

24
3.2 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы России

27
3.3 Проблемы и перспективы развития системы налогообложения в
России

32
Заключение
37
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налогов систем ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

1 Понятие и сущность  налоговой системы

5

1.1 История развития  налогообложения

5

1.2 Принципы рационального  налогообложения

7

1.3 Роль налоговой политики  в формировании системы налогообложения

9

2  Принципы и элементы  построения налоговой системы России

11

2.1 Сущность и содержание  налогообложения

11

2.2 Основные элементы  налога и налогообложения

13

2.3 Функции и виды  налогов

15

Глава 3 Современные проблемы и тенденции построения системы 

налогообложения в России

 

24

3.1 Основные принципы формирования системы налогообложения в

экономике с развитым рынком

 

24

3.2 Анализ основных  показателей функционирования налоговой  системы России

 

27

3.3 Проблемы и перспективы  развития системы налогообложения  в 

России

 

32

Заключение

37

Список использованных источников

39


 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, так как  среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. От того, насколько правильно проводится налоговая политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

По мере развития экономики присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. Проблема налогов является одной из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом. Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку  рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

Основной целью написания курсовой работы является изучение налоговой системы в России. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:

- изложить исторические этапы развития налогообложения;

- дать оценку основным  элементам системы налогообложения;

- охарактеризовать основные  принципы системы налогообложения;

- сравнить отечественный  и  мировой опыт построения  системы налогообложения;

- проанализировать основные  проблемы и перспективы развития системы налогообложения в России.

Предметом исследования являются совокупность факторов, влияющих на формирования и реализацию принципов системы налогообложения.

Объектом исследования является налоговая система России и принципы налогообложения в ней.

Данная проблематика довольно широко рассмотрена в материалах учебной и периодической литературы. Наиболее комплексно вопросам реализации принципов построении налогообложения уделили в своих трудах такие специалисты в данной области как: Пансков В.Г., Черник Д.Г., Дадашева А.З., Сажина М.А., Камаев В. Д., Петкова Н.

При написании курсовой работы были использованы статистический, аналитический,  исторический, экономический, сравнительный и монографический методы исследования.

 

 

1 Понятие и сущность налоговой системы

 

1.1 История развития  налогообложения

 

 

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы. Налоги применялись ещё на заре человеческой цивилизации [2, с.109]. Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте [5, с.42].

Политическое объединение русских земель относится к концу XV  века. Однако  стройной  системы управления государственными финансами не существовало ещё долго.  Большинство  прямых  налогов  собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV - Х\/II веке была чрезвычайно сложна и запутана. Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн,  большого строительства,  крупномасштабных государственных преобразований.  Для пополнения казны изобретались все новые способы,  вводились дополнительные налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщики,  обязанность которых  изобретать новые источники доходов казны. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения,  равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена,  причем в первую  очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать [2, с.111].

Начало XX века для России ознаменовалось несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы. Так, например, октября 1917 года, основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счёт контрубации. Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику. В 70  -  80-е годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того,  что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов:  налоговой ставки и налоговой базы.

Рост налогового бремени  может  приводить  к росту государственных  доходов только до какого - то придела,  пока не начнет сокращаться облагаемая  налогом  часть  национального  производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета [9, с.120]. Сегодня налоговая  система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев

Итак, подытоживая всё  вышесказанное можно сказать, что  налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

 

 

1.2 Принципы рационального налогообложения

 

 

В CVIII веке английский экономист А. Смит сформулировал основные требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен  взиматься в то время и тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего  платить его...

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа возможно  сверх того, что он приносит  казначейству государства... [14, с.156]

Смит указывал, что  суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников. «Налоги увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд»[17, с.17].

Еще более резко подчеркивал  непроизводительное назначение налогов  Давид Рикардо. Он назвал налоги «великим злом». Налоги, по мнению мыслителя, превращаются в тягость для производства, увеличивают непроизводительное потребление и уменьшают накопления капитала. Рикардо писал: «Та часть труда страны, которой располагал прежде плательщик налога, теперь попадает в руки государства (и поэтому не может быть больше употреблена производительно)» [20, с.119]. Мыслитель неоднократно утверждал, что если рост налогов и непроизводительных расходов правительства не будет компенсироваться увеличением производства или сокращением личного потребления населения, то «налоги необходимо упадут на капитал (то есть будет затронут фонд, предназначенный для произвольного потребления). Соразмерно уменьшению и ее производство; поэтому если такие (непроизводительные) расходы народа и правительства продолжаются и если годовое воспроизводство постоянно уменьшается, то ресурсы народа и государства будут попадать с возрастающей быстротой, и результатом будут нищета и разорение» [19, с.98].

Таким образом, материальные жертвы, приносимые гражданами на основании закона и в размере, указанном законом, для покрытия государственных расходов называются налогами. Современное право принципиально признает равномерно граждан и никого не исключает из сферы государственных забот об охране личности и содействия в деле удовлетворения его физических и моральных потребностей. Точно также принципиально современное публичное право признает равенство граждан относительно обязанности нести тяготы и повинности в пользу государства. От верховной власти зависит также проблема установления единой налоговой системы. Однако по свидетельству Э. Н. Берендтса, «все попытки ввести один, единый налог взамен многих, одновременно взимаемых, потерпели неудачи. Обложение налогами, как всякое человеческое действие… не лишено крупных недостатков и поэтому одновременное существование разных налогов дает возможность уравновешивать недостатки одних достоинствами других. При едином же налоге этот корректив отсутствует»[2, с.116].

Таким образом, на основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств.

 

 

1.3 Роль налоговой политики в формировании системы налогообложения

 

 

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики [21, с.170]. В зависимости от состояния экономики, от цепей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства [11, с.123].

Одним из методов налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война [1, с.30].

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис [6, с.210].

В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

Информация о работе Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России