Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:57, курсовая работа
Основной целью написания курсовой работы является изучение налоговой системы в России. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
- изложить исторические этапы развития налогообложения;
- дать оценку основным элементам системы налогообложения;
- охарактеризовать основные принципы системы налогообложения;
- сравнить отечественный и мировой опыт построения системы налогообложения;
- проанализировать основные проблемы и перспективы развития системы налогообложения в России.
Введение
3
1 Понятие и сущность налоговой системы
5
1.1 История развития налогообложения
5
1.2 Принципы рационального налогообложения
7
1.3 Роль налоговой политики в формировании системы налогообложения
9
2 Принципы и элементы построения налоговой системы России
11
2.1 Сущность и содержание налогообложения
11
2.2 Основные элементы налога и налогообложения
13
2.3 Функции и виды налогов
15
Глава 3 Современные проблемы и тенденции построения системы
налогообложения в России
24
3.1 Основные принципы формирования системы налогообложения в
экономике с развитым рынком
24
3.2 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы России
27
3.3 Проблемы и перспективы развития системы налогообложения в
России
32
Заключение
37
Список использованных источников
НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21 %, для гостиничных услуг - 12 %. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом - 20 % от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на уровне 52 %, до 1994 г. - 30 %. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.
Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Гольштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.
Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях. Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности, однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих производство мер косвенного государственного вмешательства в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация «стагфляционной ловушки» предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому, и к отдельным ее инструментам и составляющим [18, с.77].
В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ:
Собственные налоги представляют
собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти.
Это органы власти получают исключительные
права на взимание и использование перечисленных
налогов. Причем могут быть использованы
такие методы закрепление как: квотирование
(налоги в определенной процентной доле
остаются в распоряжении той административно-
Показатели |
Годы | |||||
факт |
факт |
факт |
оценка |
прогноз |
прогноз | |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2020 |
2023 | |
Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП): | ||||||
НДПИ на нефть |
3,2% |
2,0% |
1,6% |
1,4% |
1,0% |
0,9% |
НДПИ на газ |
0,3% |
0,2% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
Экспортная пошлина на нефть |
3,5% |
2,8% |
2,3% |
2,0% |
1,4% |
1,2% |
Экспортная пошлина на нефтепродукты |
1,0% |
0,9% |
0,7% |
0,6% |
0,4% |
0,4% |
Экспортная пошлина на газ |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
0,9% |
0,7% |
0,6% |
Налог на прибыль |
6,6% |
4,7% |
4,5% |
4,5% |
4,5% |
4,5% |
НДФЛ |
3,8% |
3,9% |
4,0% |
4,2% |
4,1% |
4,1% |
НДС |
6,9% |
6,6% |
6,74% |
6,66% |
6,4% |
6,2% |
Акцизы |
1,0% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,64% |
Налоги на имущество |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
ЕСН |
1,2% |
1,2% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Импортные пошлины |
1,5% |
1,6% |
1,49% |
1,4% |
1,2% |
1,1% |
Прочие |
4,5% |
3,5% |
3,4% |
3,1% |
2,4% |
2,0% |
в т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов |
0,5% |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
0,5% |
0,3% |
Доходы внебюджетных фондов |
4,5% |
6,7% |
7,2% |
7,6% |
8,6% |
8,9% |
в т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии |
0,0% |
0,2% |
0,3% |
0,5% |
0,8% |
1,0% |
Таблица 3 - Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП [12]
Показатели |
Годы | |||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налоговые доходы всего |
35,7 |
35,7 |
35,6 |
34,6 |
35,3 |
36,6 |
36,4 |
36,7 |
Налог на прибыль |
5,4 |
5,7 |
4,3 |
4,0 |
5,1 |
6,2 |
6,2 |
6,6 |
НДФЛ |
2,4 |
2,9 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
3,3 |
3,5 |
3,8 |
НДС |
6,2 |
7,2 |
7,0 |
6,7 |
6,3 |
6,8 |
5,6 |
6,9 |
Акцизы |
2,3 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
Таможенные пошлины |
3,1 |
3,7 |
3,0 |
3,4 |
5,0 |
7,5 |
8,3 |
7,0 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы |
1,1 |
1,4 |
3,1 |
3,0 |
3,4 |
4,2 |
4,3 |
3,6 |
ЕСН |
7,3 |
7,2 |
6,9 |
6,6 |
6,3 |
5,4 |
- |
- |
Прочие налоги |
8,0 |
4,8 |
5,6 |
4,9 |
4,4 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП [20, с.155].
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2010 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%) [8, с.316].
Таблица 4 - Структура налоговых доходов бюджетной системы, % к итогу [12]
Наименование показателя |
Годы | |||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налоговые доходы всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налог на прибыль |
15,1 |
16,1 |
12,0 |
11,5 |
14,4 |
16,8 |
17,1 |
17,9 |
НДФЛ |
6,6 |
8,0 |
9,3 |
10,0 |
9,5 |
8,9 |
9,5 |
10,5 |
НДС |
17,4 |
20,1 |
19,6 |
19,3 |
17,8 |
18,6 |
15,5 |
18,7 |
Акцизы |
6,4 |
7,6 |
6,9 |
7,5 |
4,1 |
3,3 |
2,8 |
2,6 |
Таможенные пошлины |
8,8 |
10,4 |
8,4 |
9,9 |
14,3 |
20,5 |
22,9 |
19,2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы |
3,0 |
4,1 |
8,6 |
8,6 |
9,6 |
11,5 |
11,9 |
9,9 |
ЕСН |
20,4 |
20,1 |
19,4 |
19,1 |
17,8 |
14,9 |
- |
- |
Прочие налоги |
22,4 |
13,6 |
15,9 |
14,2 |
12,5 |
5,6 |
5,6 |
5,9 |
К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и в условиях развитого рынка). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике, крайне медленные темпы проведения приватизации не позволяют включить механизм рыночной конкуренции. Вследствие этого при либерализации цен действительные ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.
Результативность налогообложен
Различают следующие основные принципы построения налогообложения в России:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса.
Информация о работе Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России