Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и основы
налогообложения юридических лиц…………………....5
2. Основные принципы налогообложения
юридических лиц…………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………………………...24
Введение
В настоящее время
в России происходит формирование нового
подхода к разработке и реализации инструментов
влияния фискальной политики государства
на развитие динамики макроэкономических
показателей национальной экономики.
Кроме того, в условиях текущего разграничения
расходных полномочий между федеральным
центром и административно-территориальными
образованиями, сопровождаемого обязательным
разделением всех доходных источников,
необходимых и достаточных для финансирования
выполнения закрепленных за каждым уровнем
власти социально-экономических мероприятий,
особую важность приобретают переоценка
государственной значимости основного
объекта региональных и местных налогов
- имущества и планируемый пересмотр его
фискального потенциала в налоговой системе
страны.
Формирование правильной
законодательной базы налогообложения
юридических лиц – основополагающая задача
фискальных органов. Так как основным
потоком средств для пополнения федерального
бюджета как раз и являются взимаемые
налоги с юридических лиц.
В отношении юридических
лиц применяют такие налоги как налог
на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество
организаций, земельный налог, налог на
добычу полезных ископаемых, водный налог,
государственная пошлина, транспортный
налог, сбор за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов.
Существуют особенности
налогообложения юридических лиц, которые
заключаются в следующем:
постановка на учет
в налоговых органах предполагает обязанность
по уплате налогов и сборов;
предприятие самостоятельно
исчисляет и уплачивает налоги;
Предпринимательская
деятельность юридических лиц, определение
которой дает гражданское законодательство,
основывается на осуществлении самостоятельной,
проводимой на свой риск деятельности,
направленной на систематическое получение
прибыли. Прибыль же определяется разностью
притока и оттока денежных средств (и иных
материальных благ). К последнему (оттоку),
с экономической точки зрения, относятся
фискальные платежи.
Таким образом, стремление
к максимизации конечного финансового
результата предпринимательской деятельности
юридических лиц включает в том числе
задачу оптимизации или планирования
размера налоговых платежей государству.
Актуальностью изучения
выбранной темы представлена тем, что
налогообложение юридических лиц подразумевает
процесс предопределения и формирования
размера налоговых обязательств юридических
лиц, осуществляемый посредством выбора
оптимального сочетания (построения) различных
вариантов осуществления предпринимательской
деятельности и размещения активов, направленный
на достижение как можно более низкого
уровня возникающих при этом налоговых
обязательств налогообложения юридических
лиц.
Целью написания данной
работы является исследование основных
принципов налогообложения юридических
лиц в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной
целью в работе будут решены следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические
основы налогообложения юридических лиц.
- изучить принципы
налогообложения юридических лиц.
- систематизировать
и обобщить существующие в специальной
литературе научные подходы к данной проблеме.
- предоставить определённые
выводы по проделанной работе.
1. Сущность и основы налогообложения
юридических лиц.
Понятие принципов
налогообложения. Латинское слово princepium
переводится как "основа", "первоначало".
Принципы налогообложения
- это базовые идеи и положения, определяющие
главные направления государственной
политики в сфере налоговой (финансовой)
деятельности и закрепленные нормами
права. Впервые принципы налогообложения
были сформулированы А. Смитом. Английский
политэконом выделил, в частности, принципы
справедливости, определенности, удобства
плательщика при уплате налога и др. Эти
принципы сохранили свою актуальность
до настоящего времени.
Формирование и эволюция
принципов налогообложения прошли ряд
этапов. В процессе развития практики
налогообложения, исчисляемой многими
столетиями, появляются практические
знания об этом процессе, мысли и соображения,
которые затем обрабатываются учеными-экономистами,
философами, правоведами, приобретая форму
научных положений и правил. Данные положения
и правила закрепляются законодателем
в виде правовых норм, которые, пройдя
апробацию временем, превращаются в "руководящие
идеи", в экономические и политико-правовые
аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять
деятельность законодателей, налоговых
органов и действия налогоплательщиков
в сфере налогообложения.
Конституция РФ (ч.
3 ст. 75) предусматривает установление
общих принципов налогообложения и создает
для этого достаточно широкую основу из
положений об обязанности каждого уплачивать
законно установленные налоги, о равенстве
прав и свобод гражданина и человека, единстве
экономического пространства, признании
и защите государством всех форм собственности
и т.д.
Конституции РФ, которая
обязывает каждого уплачивать законно
установленные налоги. Поэтому принципы
налогообложения содержат наиболее общие
конституционные начала и в то же время
развивают эти начала, наделяя их конкретным
смыслом и содержанием.
2.
Основные принципы налогообложения юридических
лиц.
Принципы налогообложения
не просто отражают правильное понимание
практики налогообложения, но, что особенно
существенно, фиксируют представление
о долженствующем. Принципы налогообложения
существенны для налоговой системы, определяя
ее конфигурацию и содержание. При формировании
налогового права законодатель обязан
учитывать принципы налогообложения.
Они должны быть, с одной стороны, сформулированы
как нормы - принципы, а с другой - "растворены"
в налоговом праве как под отрасли финансового
права.
Принцип
справедливости налогообложения
В самом общем смысле
справедливость применительно к налогообложению
есть форма поведения государства, определяемая
равным отношением к налоговым обязанностям
и правам всех граждан и организаций, причем
эти обязанности (права) одинаково возлагаются
как на своих граждан, так и на других людей.
Данный принцип - базовый
в системе принципов налогообложения.
Вместе с тем отдельные ученые, признавая
его первичность и важность, относили
и относят принцип справедливости налогообложения
к условным моментам, исторически изменяющимся
и не имеющим прочного стержня.
Такое суждение только
отчасти является правильным. Гораздо
правильнее утверждать, что в этом принципе
присутствуют достаточно устойчивые (если
не вечные) элементы, которые могут служить
твердыми критериями для налоговой политики
и которые подтверждают правильность
положения французского философа А. Камю:
"Все течет, но ничего не изменяется".
Принцип справедливости
наиболее фундаментальный в системе принципов
налогообложения. На него можно смотреть
с двух сторон. Во-первых, этот принцип
не только самостоятелен и имеет реальное
содержание, но и повседневно доминирует
над другими принципами, а вечно недовольный
налогоплательщик апеллирует прежде всего
к нему.
Справедливость предполагает
такой порядок налогообложения, при котором
никто не несет чрезмерное налоговое бремя.
В большинстве стран налоговая система
призвана перераспределять богатство
в пользу менее имущих. Поэтому подоходный
налог высчитывается, как правило, по прогрессивной
шкале, т.е. процент налогообложения зависит
от величины дохода. Здесь, однако, возникает
опасность того, что чрезмерно высокие
ставки подоходного налога отобьют у людей
желание работать и зарабатывать и, пагубно
сказавшись на формировании капитала,
окажутся неэффективными"
Принцип справедливости
никогда не утратит своей актуальности
и не будет полностью исследован, поскольку
он имеет чрезвычайно подвижное содержание,
изменяющееся вслед за условиями жизни
общества. "Трудно найти другое такое
понятие, к которому законодатели столь
часто прибегали на словах и которое так
часто оказывалось ущемленным на практике,
как справедливость. Пожалуй, справедливость
можно назвать "синей птицей" юриспруденции:
она так же желанна и так же неуловима.
Справедливость давно уже признана основным
принципом законодательства, но вряд ли
сейчас можно найти страну, где могут,
не кривя душой, признать, что у них этот
принцип нигде не остается затушеванным.
В полной мере это относится и к налоговому
праву. Не только в России, но даже в странах
благополучной Европы граждане очень
редко бывают довольны своей налоговой
системой, причем в качестве основного
ее недостатка чаще всего указывается
именно ее несправедливость"
Рассматривая проблему
политико-правовой справедливости, необходимо
отметить, что современное налоговое законодательство
не дает ответа на вопрос о соразмерности
налогов. В связи с этим представляется
неслучайным, что в условиях подобного
правового вакуума свое первое налоговое
дело Конституционный Суд России посвятил
именно вопросу справедливого налогообложения.
Налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев. Не разрешается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала"
Справедливая система
налогообложения - идеальная мечта любого
государства и общества, которую пока
не достигла ни одна страна мира. К этой
цели человеческая цивилизация идет уже
столетия, и впереди, как представляется,
еще очень долгий путь. Несовершенство
системы налогообложения неизбежно вызывает
и будет вызывать критику любых фискальных
институтов общества. Однако независимо
от этого поиски путей рационального,
эффективного и справедливого налогообложения
должны продолжаться.
Основной признак справедливой
налоговой системы - наличие льгот. Льготы,
представляющие собой определенные преимущества
(освобождения, скидки, изъятия, отсрочки
и т.д.) при исчислении и уплате налоговых
платежей, являются необходимым элементом
любой налоговой системы. Кроме того, посредством
налоговых льгот осуществляется государственное
регулирование экономикой страны.
Принцип законности
налогообложения
Законность в сфере
налогообложения можно определить как
точное и неуклонное выполнение всеми
субъектами права нормативных предписаний
действующего налогового законодательства.
Принцип законности - один из наиболее
древних принципов налогообложения, логически
и юридически вытекающий из принципа справедливости
и зафиксированный еще Великой хартией
вольностей в 1215 г. Хартия установила,
что для взимания налогов королевской
властью требуется согласие представительного
органа, принимающего решение на основании
закона. Это положение затем было заимствовано
у Англии всеми европейскими государствами,
а в начале ХХ в. также Россией.
Статья 57 Конституции
РФ устанавливает, что каждое лицо должно
уплачивать законно установленные налоги
и сборы. Данная статья усиливается категоричностью
п. 5 ст. 3 НК РФ, в котором говорится: ни
на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, а также иные
взносы и платежи, не предусмотренные
настоящим Кодексом.
В принципе законности
налогообложения выделяются две составляющие.
Первая заключается в соблюдении законодателем
при разработке и принятии налогового
закона базовых идей, положений, принципов
налогообложения, требований введения
в действие законодательных актов. При
этом, закрепляя налог как обязательный
платеж для гражданина или организации,
законодатель обращает особое внимание
на такой существенный элемент налога,
как объект налогообложения. Только закон
может определить то имущество и тот доход,
которые являются объектом налога.
Вторая составляющая
принципа законности налогообложения
заключается в применении норм налогового
права, в неукоснительном выполнении (соблюдении,
исполнении, использовании) всеми участниками
налоговых правоотношений, включая государство,
действующего законодательства.
Таким образом, принцип
законности проявляется в налоговой сфере
в первую очередь применительно к налоговым
обязанностям. Так, ни на кого не может
быть возложена обязанность уплачивать
незаконные налоги и сборы, т.е. налоги
и сборы, а также иные взносы и платежи,
предусмотренные НК РФ либо установленные
в ином порядке, чем это определено Кодексом.