Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ
1.1Таможенные пошлины: понятие ,виды
1.2 НДС при перемещении товаров через границу РФ
2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовичок Матвеев7777.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

     Акцизы  – как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10-70%) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров. 

     Таможенные  сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте  товаров – 0,15% их таможенной стоимости (0,1% в рублях и 0,05% в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора могут взиматься в необходимых случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров и др. 

     2.Валютные (экономические, в отличие от  контрольных) методы включают  в себя: 

     Валютный  курс – один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители. 

     Обязательная  продажа экспортерами 75% валютной выручки – существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД. 

     Санкции, предусматривающие возврат в  доход государства незаконно  переведенных за границу вылютных средств  при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту). 
 

     3.Стимулирующие  экспорт: обеспечение кредитования, гарантии и страхование кредитов, субсидирование экспорта. Стимулирование  экспорта предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.  

     Помимо  экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования. 

     1. Количественные ограничения экспорта  и импорта: 

     Квотирование  – внешнеторговая квота – количественное ограничение объема экспорта и импорта  определенных товаров. Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий. 

     Лицензирование  – метод ограничения вывоза или ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и выделяется в отдельный перечень товаров. 

     Контингентирование  – вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров  по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.  

     Добровольное  самоограничение экспорта – добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство по их ограничению в страну импортера в результате неофициальной договоренности между страной экспортера и страной импортера. Осуществляется под угрозой начала «торговых войн», или применения импортером более жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989 г. от расширения в течение пяти лет экспорта автомобилей в США. В российской практике ВТД эти меры не применялись.  

     2.Запретительные: запрет вывоза или ввоза отдельных  товаров – законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами – применяется обычно на основе решений ООН (например, в отношении Югославии).  

     3.Контроль  качества – сертификат соответствия, технический, фармакологический,  ветеринарный,  экологический, фитосанитарный. 

     4.Таможенно-административные  требования: перечень документов  для таможен, контроль импортных  цен, система методов определения  таможенной стоимости товаров,  определение страны происхождения товара. 

     5.Валютный  контроль: система уполномоченных  банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная  система валютного контроля. 

     В целом применяемая система нетарифных методов обеспечивает сильное прямое государственное воздействие на ВТД, что объективно необходимо в условиях нестабильной экономики переходного периода. Эта система нетарифного регулирования должна дополняться активностью государства в торгово-политическом обеспечении ВТД, создании максимально благоприятных условий для реализации национальных интересов на внешних рынках.  

     К торгово-политическим методам государственного регулирования относят: 

     Создание  благоприятных условий для доступа  на внешние рынки: межправительственные торговые и другие соглашения; участие в международных торговых и таможенных  организациях, включая ВТО. 

     Программирование  ВЭД: федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы. 

     Разработка  ответных мер по защите экономических  интересов РФ: реестр случаев дискриминации российских лиц на рынках отдельных стран; перечень мер по защите торговых интересов РФ. 

     Содействие  развитию ВЭД: организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные  компании по развитию экспорта; информационное обеспечение.

     3Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

     - количественные ограничения экспорта  и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

     - ввозимые на территорию РФ  товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим,  санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

     - в целях защиты национальных  интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в  отношении вооружений, военной техники  и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

     - на отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

     - особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой  деятельности являются приграничная  торговля и свободная экономическая  зона;

     - соблюдается равенство участников  внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.

     Среди проблем, стоящих перед РФ в области  внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

     - неблагоприятная позиция РФ в  международном разделении труда.  Как видно из структуры российского  экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году - уже 65.96 %.  Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 - 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн. долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров; - сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

     - противодействие государствами  других стран проникновению российского  капитала в экономики других  стран, например в Европе не  приветствуется покупка акций  крупных европейских авиаперевозчиков  российскими компаниями;

     - низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;

     - спекулятивный характер большой  части иностранных инвестиций  в российские предприятий;

     - малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

     - протекционистские меры, осуществляемые  государством, зачастую консервируют  отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со  стороны государства, эти отрасли  не стремятся вводить новые  технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

     - мировой финансовый кризис, среди  возможных последствий которого  банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

     - вступление РФ в ВТО, являющееся  одной из наиболее остро стоящих  проблем. С одной стороны, РФ  до сих пор не может добиться  вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

     На  основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.

Информация о работе Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД