Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:34, реферат
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства
административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
финансовые санкции
Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения
Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь
Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].
Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.
Общее управление налогами возложено
на высшие органы власти – парламент,
аппарат Президента, правительство.
Они определяют основные принципы налогообложения,
разрабатывают налоговую
Оперативное управление процессом
налогообложения в Республике Беларусь
возложено на Министерство Финансов
и его органы на местах, Министерство
по налогам и сборам и его территориальные
инспекции, Комитет государственного
контроля, Государственный таможенный
комитет, которые действуют в
пределах своей компетенции в
соответствии с действующим
Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь (МНС)
является республиканским органом
государственного управления, проводящим
государственную политику, осуществляющим
регулирование и управление в
сфере налогообложения и
В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56].
Таким образом, налоговая
система государства –
Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.
Однако налоговую систему
составляют не только налоги. Для успешного
и бесперебойного функционирования
системы налогообложения
Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.
2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В Республике Беларусь, как в унитарном государстве, взимаются общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет.
К общегосударственным налогам Республики Беларусь относят.
подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;
налог на прибыль – 24%;
акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;
НДС – 20%;
налог на недвижимость;
экологический налог;
земельный налог.
Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.
Субъектами налогообложения
налога на прибыль являются юридические
лица; подоходного налога - физические
лица; земельный, налог на недвижимость,
НДС, акцизами – юридические и
физические лица; налог за добычу и
экологический налог –
Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.
Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Состав и количество местных
налогов определяют Советы Депутатов
соответствующей
Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.
В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
снижение числа налогов и сборов;
упрощение налогового законодательства;
систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
упрощение документооборота;
введение электронной системы расчетов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
увеличение периода уплаты налогов;
меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что
налоги – очень важный и весьма
тонкий рычаг государственного регулирования,
поскольку при их реформировании
затрагиваются интересы широких
слоев общества и предпринимательских
структур. Поэтому внесение тех или
иных изменение в систему
Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь
Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь