Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:11, доклад
В последние годы авторские системы воспитания стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже с раннего возраста детей различными способами учат читать и считать. Но психологи и психотерапевты "бьют тревогу" - увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем же авторские методики отличаются друг от друга и от традиционных программ воспитания? Широкий размах увлечения авторскими методиками воспитания спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями. В этом случае понятие "развитие" употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы.
Изучение процессов казачьего культурогенеза в начале XXI столетия приобретает кросснаучный интегративный характер в направлениях развития таких гуманитарных наук, как история, этнография, культурология, лингвистика, философия, политология, социология. В то же время педагогическое осмысление феномена казачества отстаёт от общей исследовательской динамики (докторские диссертации по педагогическим проблемам казачества отсутствуют), сосредоточиваясь, в основном, на использовании этнопедагогического потенциала казачьей культуры. Между тем в педагогической рефлексии процессов казачьей культуры важно использовать не только ее традиции, но и те инновации, которые рождаются в современных реалиях. С учётом актуализации проблемы исследования выявляются следующие педагогические противоречия:
– между возрастающей значимостью культуры казачества в воспитательном пространстве Южного региона и фактическим уровнем её использования в региональном педагогическом процессе;
– между воспитательным потенциалом традиций казачьей культуры в становлении личности ребёнка и возможностью их инновационного применения в современных общеобразовательных учреждениях;
– между объективностью развития российской демократии, опирающейся на собственные культурно-исторические традиции, и недостаточным исследованием культуры казачества как выразителя народовластных, демократических российских традиций;
– между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, основанного на диалоге культур, и необходимостью развития национального самосознания русского народа;
– между недостаточным уровнем развития нравственно-патриотических качеств у современных выпускников общеобразовательных учреждений и социальной потребностью в воспитании у молодого поколения патриотизма, готовности служить Отечеству «не за страх, а за совесть».
Наличием данных противоречий и поиском путей их устранения обусловлен выбор темы исследования: «Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России». В нашем исследовании историко-педагогическому анализу подвергается культурное наследие казачества Юга России: донского, терского, кубанского, имеющего общие историко-культурные корни, духовно-ментальные стереотипы, развивающегося с конца XVIII столетия в единой культурно-институциональной парадигме. Обращение к общеинтеграционным компонентам казачьей культуры Юга России позволяет, на наш взгляд, выйти на более высокий уровень обобщений в свете цивилизационной парадигмы исследования, переходя от ретроспективного историко-педагогического, культурологического анализа к педагогическому осмыслению современного эмпирико-теоретического опыта.
Проблемой исследования является поиск путей разрешения противоречий между общественными потребностями в использовании воспитательного потенциала культуры казачества и недостаточной научной исследованностью методологических, концептуальных основ в теории и практике педагогической реализации этого потенциала.
Цель исследования: в процессе историко-педагогического, культурологического анализа выявить генезис, духовно-идейные основы, этапы становления системы казачьего воспитания на Юге России; разработать и экспериментально апробировать современную педагогическую концепцию воспитания, основанную на использовании в педагогическом процессе воспитательного потенциала культуры казачества.
Объект исследования - воспитание и образование в казачьей среде Юга России (середина XVIII века - по настоящее время).
Предмет исследования - теоретико-методологические основы процесса воспитания подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России.
Гипотеза исследования: процесс воспитания подрастающих поколений будет эффективней если:
– научно обоснован воспитательный потенциал культуры казачества, выявлены его составные элементы, духовно-идейные основы;
– разработана современная концепция воспитания (педагогика казачества), основанная на социокультурном подходе, исходящая из этнопедагогической системы казачьего воспитания, развивающая традиционные ценности и идеалы казачьей культуры, создающая социопрактический преемственный опыт для педагогических инноваций. Категория «традиция» в педагогике казачества понимается как синтез трёх составляющих - сохранения, преемственности и развития, являясь отправной точкой для возникновения педагогической инновации;
– целью социокультурной концепции воспитания является человек российской национальной культуры, ядром самосознания которого выступают традиционные ценности и идеалы казачьей культуры;
– эволюция ментально-ценностных основ казачьей культуры будет рассматриваться как непрерывный процесс, включающий в себя советский и постсоветский периоды социального развития;
– содержательную основу педагогики казачества составляет южнорусская культура, аккумулирующая в себе культуру восточных славян и народов Северного Кавказа;
– базовым психолого-педагогическим механизмом становления у молодёжи социально-значимых ценностей и идеалов будет выступать культурная идентификация личности со значимыми для неё образами человека национальной культуры, основой самосознания которого являются духовно-идейные компоненты культуры казачества;
– учащиеся будут включены в совместную со взрослыми разнообразную деятельность по возрождению казачества, в которой ребенок выступает активным субъектом, формирующим для себя цели и смыслы жизни;
– будет осуществлено выделение и структурирование в единое духовно-воспитательное пространство - культурное казачье сообщество- традиционно присущих казачьей культуре воспитательных сред;
– становление у молодых поколений ценностных ориентаций и качеств личности человека российской национальной культуры будет осуществляться в целостной воспитательной методике, основывающейся на идеях и принципах педагогики казачества.
Задачи исследования:
– выявить культурно-исторические особенности народной педагогики казачества, составные элементы воспитательного потенциала культуры казачества;
– определить духовно-идейные основы, социально-значимые ценности и идеалы казачьей культуры;
– обосновать теоретико-методологическое значение воспитательного потенциала культуры казачества как российской национальной образовательной ценности;
– осуществить ретроспективный анализ развития образовательных и воспитательных процессов в казачьей среде Юга России;
– выявить психолого-педагогические условия идентификации личности с социально-значимыми ценностями и идеалами культуры казачества;
– осуществить экспериментально-теоретическое изучение ценностной структуры личности современного казака;
– разработать и экспериментально проверить концепцию воспитания, базирующуюся на социокультурном подходе - педагогику казачества, использующую в педагогическом процессе воспитательный потенциал, традиции и инновации казачьей культуры;
– теоретически обосновать и экспериментально проверить духовно-воспитательное пространство совместной жизнедеятельности детей и взрослых в педагогике казачества - культурное казачье сообщество;
– провести опытно-экспериментальную проверку эффективности методики становления у учащихся ценностей и качеств личности, свойственных человеку национальной культуры.
Теоретико-методологическими основами исследования выступили:
а) на философском уровне - идеи о целостности и взаимосвязи элементов человеческой культуры; о воспитании человека культуры в процессе освоения ценностей отечественной и мировой культуры; о личности как субъекте отношений и высшей ценности общественного развития; труды, посвященные проблемам смысла жизни, личностным и социальным ценностям, идеалам и ментальности (Е.П. Белозерцев, Б.С. Братусь, А.Я. Гуревич, А.С. Запесоцкий, Д.С. Лихачёв, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Франкл и др.); исследования, раскрывающие проблемы духовно-нравственного развития (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.А. Плеханов, В.В. Розанов, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский и др.); концепции образования и культуры, базирующиеся на психолого-педагогических подходах к целостному процессу развития личности, утверждающие внутреннюю свободу и индивидуальность (Б.Г. Ананьев, В.С. Библер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
б) на уровне общенаучной методологии - культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, П.С. Гуревич, Ю.Н. Лотман, В.М. Розин и др.); аксиологический подход (К.А. Абульханова-Славская, С.Ф. Анисимов, Д.И. Водзинский, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.Я. Лыкова, В.П. Тугаринов и др.); гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.В. Бестужев-Лада, Е.П. Белозерцев, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, И.Б. Котова, З.А. Малькова, Н.С. Розов, В. Франк, Э. Фромм, Е.Н. Шиянов и др.); личностно-ориентированный подход (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); средовый подход (Е.П. Белозерцев, В.А. Караковский, Х.И. Лийметс, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Семёнов и др.); синергетический подход (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др.); историко-педагогический подход (В.И. Беляев, Г.Г. Дилигенский, В.П. Зинченко, Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева, А.И. Пискунов и др.);
Конкретно-научной методологической основой исследования являются работы, определяющие образование как ведущий фактор развития человека (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, А.Ж. Овчинникова, В.А. Сластёнин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.); концепции, связанные с гуманитаризацией и гуманизацией образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, А.А. Бадалёв, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Л.И. Голубева, В.П. Журавлёв, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, З.И. Равкин, В.Т. Фоменко и др.); работы, анализирующие научно-методологические проблемы народной педагогики (А.С. Алексеев, Р.Б. Вендровская, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, Л.Ю. Гордин, А.И. Кочетов, П.И. Люблинская, И.Т. Огородников, И.С. Партнягин, И.Ш. Шоров, Я.Н. Ханбиев, И.Я. Яковлев и др.); труды, исследующие процессы социально-политической трансформации российского общества в исторической ретроспективе (В.Г. Афанасьев, А.Н. Гулевда, Г.С. Денисов, С.Н. Кочеров, В.А. Луков, Н.А. Нарочницкая, С.В. Перевезенцев, Н.Ф. Туценко и др.); исследования историко-философского направления, раскрывающие исторические и современные аспекты жизнедеятельности российского казачества (М.П. Астапенко, Н.И. Бондарь, Н.Н. Великая, В.Б. Виноградов, А.В. Венков, С.А. Голованова, В.В. Глущенко, В.А. Дорофеев, Л.Б. Заседателева, С.А. Кислицын, С.А. Козлов, С.И. Линец, А.Г. Масалов, Н.А. Мининков, О.В. Матвеев, Т.А. Невская, М.А. Рыблова, В.Н. Ратушняк, С.А. Скорик, Т.В. Таболина, А.Н. Трут, М.Ф. Титоренко, И.О. Тюменцев, и др.).
Для доказательства и проверки научных предположений и решения обозначенных задач использовались следующие принципы: объективности, научности, диалектики, детерминизма, феноменологии, системности, конкретности, историзма, целостности; методы: моделирования, теоретического анализа, беседы, анкетирования, сравнения, дедукции и индукции, педагогического эксперимента, экспертной оценки, систематизации и обобщения, статистические методы обработки полученных данных (подсчёт средних параметров, корреляционный анализ).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили: государственное образовательное учреждение начальной профессиональной подготовки профессиональное училище № 5 г. Армавира Краснодарского края; муниципальное общеобразовательное учреждение СШ № 9 станицы Советской Новокубанского района Краснодарского края; МОУ СОШ № 28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края; казачьи молодёжные клубы г. Армавира. Всего в эксперименте приняло участие 1116 человек учащейся молодёжи. Экспериментальной базой выступал также Лабинский отдел Кубанского казачьего войска (казаки г. Армавира, Новокубанского, Лабинского, Курганинского, Успенского районов Краснодарского края - всего 710 человек).
Этапы исследования: диссертационное исследование осуществлялось в течение восемнадцати лет с 1991 по 2009 гг. и состояло из трёх этапов. Первый - поисково-опытный этап (1991-2000 гг.) включал в себя непосредственное участие автора в деятельности по возрождению казачества, становлению его организационных, культурных и институциональных основ. Изучалось состояние проблемы и её отражение в научной литературе и педагогической практике, накапливался эмпирический материал, намечались общие подходы решения проблемы, была сформулирована рабочая гипотеза исследования. На втором - проектно-экспериментальном (2001-2006 гг.) этапе конкретизировалась цель и основные задачи исследования, определялись методологические основы и диагностический аппарат, выявлялся уровень теоретической разработанности проблемы, анализировались научные источники по теме; проводились констатирующий и формирующий эксперименты, строилась исходная концепция теории воспитания учащихся в традициях и инновациях казачьей культуры, уточнялась гипотеза исследования, вносились коррективы в содержательный аспект концепции. На третьем - экспериментально-обобщающем (2007-2009 гг.) этапе подводились итоги формирующего эксперимента, осуществлялась систематизация и обобщение материалов исследования, их теоретическое осмысление, выявлялась эффективность разработанной методики становления у учащихся ценностей и качеств личности, свойственных человеку национальной культуры, проводилось внедрение результатов исследования в практику работы школ, профессиональных училищ, молодёжных клубов, педагогических вузов.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана теория воспитания подрастающего поколения в традициях и инновациях культуры казачества, включающая следующие компоненты:
– обоснование теоретико-методологического значения воспитательного потенциала культуры казачества, результатом которого стало его представление как национально-культурной ценности, воплощающей, народовластный вектор российского социального развития, парадигму российскости, осознанное служение обществу и государству, воспитание гражданственности;