Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:06, контрольная работа
Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как «процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования» [Костяк 2008: 30]. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения.
Психолого-педагогические обоснования понятия «адаптация».
Особенности развития детей раннего возраста.
Характеристика методов и приёмов работы воспитателя с детьми, обеспечивающих спокойный и безболезненный переход ребёнка из домашних условий в детский сад.
Работа дошкольного учреждения с семьёй ребёнка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Педагогические выводы и рекомендации по проведению и организации детей раннего возраста.
Библиография
Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:
– привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
– познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
– по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
– расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.п.
В августе, за 10-15 дней до начала второго этапа адаптационного периода – приема детей в группу, – проводится второе родительское собрание, на котором заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых – родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы.
Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т. д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.
Старший воспитатель рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Все члены семьи должны радоваться, удивляться: «Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!». Можно вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как игрушечный мишутка отправился в детский сад.
Старший воспитатель также рассказывает о том, какие задачи будут решаться всеми взрослыми на этом этапе адаптационного периода.
Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения учреждения: чтобы не вызывать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать его к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно-воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.). Главная задача мамы формировать положительное отношение к воспитателю – интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.
В
конце собрания под руководством
медико-педагогической службы учреждения
устанавливается очередность наполнения
группы новыми детьми [Теплюк 2003: 47-48].
Подводя итог данной работы, укажем, что адаптация детей раннего возраста к ДОУ должна осуществляться с учётом возрастных особенностей ребёнка в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при поддержке родителей и включает психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу. Консультирование педагогов и родителей предполагает оказание помощи рекомендательного характера в связи с проблемами поведения общения и эмоционального самочувствия ребёнка.
Отметим, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей малыша: активный любознательный привыкнет к новым условиям значительно быстрее.
Следует
пораньше укладывать детей на ночной
сон после тёплой ванны. Во время
адаптационного периода важно создать
в доме спокойную обстановку, с понимание
относиться к немотивированным капризам
ребёнка, больше гулять с ним, играть.
Библиография
Для
этой цели нами разработаны психолого-
Подходы состоят из трех блоков:
введение детей, связанное с удовлетворением органичес--:требностей;
:вень нервно-психического развития; • некоторые черты личности ребенка (схема). Данные о ребенке проставляются в баллах либо просто запи-_ з - ~ея словами. .-_-: лиз показывает, что уже в раннем возрасте (второй-тре-" | ы жизни) наибольшее значение в период адаптации име-эовень социализации, в частности наличие или отсутствие :тния ребенка со сверстниками. Немаловажную роль игра->:;мирование таких черт личности, как инициативность,
т :ятельность, умение решать «проблемы» в игре.
": г. эжительное влияние на течение процесса адаптации ока-
кн вопрос его организации. Желательно, чтобы воспита-
: ^ганее познакомился с детьми, поступающими в детское
и • льное учреждение, а именно весной, и проводил прием по
1
*1
А даптационньщ период - серьез-V 1\ ное испытание для малышей до X л.3,5-4 лет.- вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. 2.
О
трудностях адаптационного периода говорили
и отечественные, и зарубежные исследователи'(Н.М.
Аксарина, Р.В. ТошюваТЯмпольская,
Ё~Шмйдт~-Кольмер, В. Манова-Томова и др.З«Мож-но!?1юльшой~дсщеЖ1зё]
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема - одна из плохо-решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоот-нршений с родителями новичков. Г~~'~ В связи с этим старшему воспитателю I и психологу необходимо усилить рабо-I ту с персоналом в этом направлении: ( систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в ус-.. . ,■'"'
V 1\ ное испытание для малышей до X л.3,5-4 лет.- вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. 2.
О
трудностях адаптационного периода говорили
и отечественные, и зарубежные исследователи'(Н.М.
Аксарина, Р.В. ТошюваТЯмпольская,
Ё~Шмйдт~-Кольмер, В. Манова-Томова и др.З«Мож-но!?1юльшой~дсщеЖ1зё]
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема - одна из плохо-решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоот-нршений с родителями новичков. Г~~'~ В связи с этим старшему воспитателю I и психологу необходимо усилить рабо-I ту с персоналом в этом направлении: ( систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в ус-.. . ,■'"'
ловиях
адаптации (НД Ватутина), диагностическая
методика адаптационного профиля (Е.И.
Морозова). | Анализ современных
материалов по проблеме выявил настоятельную
необходимость скорректировать организацию
адаптационного периода с учетом иерархии
потребностной структуры ребенка в условиях
социализации (см.: Дошкольное воспитание.
- 2006. - № 3). г
Следует сразу же пояснить, что иерархическая
лестница применительно к данной проблеме
предполагает последовательное расположение
задач не в смысле их соподчинения, а в
порядке очередности их решения при жестком
условии: без успешного решения задач
предыдущей ступени невозможно эффективное
движение вверх. {/
Адаптация психологическая — процесс и результат активного приспособления человека к требованиям общества в соответствии с собственными интересами и потребностями.
Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям социальной среды.
Адаптация физиологическая — свойство организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.
ной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30—40 минут. В день можно принимать до четырех детей (по одному человеку на начало прогулки и к ее окончанию), У каждого малыша свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом - завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.
• На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке.
• Воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов нужно опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям.
• С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению