Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….


6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….



18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..


24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая активизация познавательной деят1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся считают наиболее интересными такие методы, как  игровые, конкурсы и соревнования, а  также подготовку проектов. Наименее предпочтительными, с точки зрения учащихся 7 классов, являются словесные методы обучения – лекции, работа с устными и письменными текстами. наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового обучения.

Принявшие участие в  исследовании школьники стремятся  к смене обстановки, в которой  проходят уроки трудового обучения.

Мы выяснили, что школьники, принявшие участие в исследовании, проявляют интерес к предмету «Трудовое обучение» и заинтересованы в том, чтобы методы, применяемые на уроках, были разнообразными.

Мы установили, что  учителя в практике организации  уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными  текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах.

Таким образом, наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки, доказана.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности / К.А.Абульхонова-Славская.// Психологический журнал. Т.1. – 1983, № 1. – С.43-61.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1 / Б.Г. Ананьев. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 412с.
  3. Богданов, Т.Г. Экспериментальная психология. Практикум / Т.Г. Богданов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 312с.
  4. Божович, Л.И.  Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 612с.
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / С.Л. Выготский. – М.: АСТ, 2008. – 672с.
  6. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 1998. – 612с.
  7. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1994. – 128с.
  1. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984 – 192с.
  1. Кругликов, В.Н. Методика преподавания технологии с практикумом Г.И. Кругликов. М.: Академия, 2002. – 478с.
  2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Том 1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608с.
  4. Новиков, А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. – М.: ЭГВЕС, 2010. –  208с.
  5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова - М: Тривола, 1995 – 364с.
  6. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255с.
  7. Пидкасистый, П.И. Педагогика (учебник для студентов педагогических учебных заведений) / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 640с.
  8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720с.
  9. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. 2–е издание. – М.: Педагогика, 1984. – 96с.
  10. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288с.
  11. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Опыт педагогической антропологии. – М.: Академия, 2000. – С.112-129.
  12. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
  13. Якиманская, И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 64-76.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Анкета для  учащихся

Уважаемый учащийся! Просим принять участие в исследовании по проблеме повышения познавательной активности в процессе трудового обучения. Обведите кружком или отметьте значком тот вариант ответа, который вам подходит более других.

 

 

1. Какая форма  работы при проведении уроков трудового обучения вам нравится больше?

А) работа в парах

Б) работа по группам

В) индивидуальная работа

Г) работа всем классом

 

 

2. Какие методы проведения урока могут, на ваш взгляд, повысить интерес к предмету «Трудовое обучение»?

А) игровые методы

Б) проблемная лекция

В) конкурс, соревнование

Г) работа с устными и письменными текстами

Д) работа на тренажерах (за станками, другим оборудованием)

Е) дискуссия

Ж) подготовка проекта

З) интегрированный урок

 

 

3. Укажите место  проведения уроков трудового  обучения, которое кажется вам  наиболее привлекательным?

А) учебный класс

Б) пришкольный участок

В) предприятия (организации) города

 

 

4. Предложите нестандартные методы проведения уроков, которые, по вашему мнению, будет эффективным в учебном процессе:_________________________________________________________    __________________________________________________________________

 

 

5. Укажите, какие из перечисленных методов проведения урока применяются учителями при проведении занятий трудового обучения:

А) игровые методы

Б) проблемная лекция

В) конкурс, соревнование

Г) работа с устными и письменными текстами

Д) работа на тренажерах (за станками, другим оборудованием)

Е) дискуссия

Ж) подготовка проекта

З) интегрированный урок

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Результаты  анкетирования учащихся по проблеме применения активных форм обучения

 

 

Имя ученика

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 5

З. Екатерина

А

Ж Б Д И Г З К Е В  А

А

Б

З.Ирина

В

Г К Д И А В Ж Е Б  З

В

В

З.Роман

А

Г Д Ж В К А З И Б  Е

Б

А

К. Игорь

Б

Д Ж И К В З Г Е Б  А

В

Б

К.Сергей

А

Д Ж К Б Г А И Е В  З

В

В

Л.Алексей

А

Ж Г В И Б А К Е Д  З

А

Б

М. Наталья

А

А К Д И В Г Ж Б З  Е

В

А

М. Ольга

А

Г Б Ж В К Д И Е А  З

Б

Б

М.Евгений

В

Д К Ж И Б В Г Е З  А

Б

Б

Р. Екатерина

Б

Г Б В Д А З Ж К И  Е

А

А

Р. Игорь

Г

К Д Ж Б И А Г З Е  В

В

Б

Р. Кристина

А

Г В Б Д К Е Ж И А З

Б

В

С. Екатерина

А

Б В К Д И Ж Г А З  Е

В

А

С. Оксана

Б

Д К В И Ж Г Б З А  Е

А

Б

Т. Владимир

А

Е Ж И Г В К Б Д А  З

В

Б

В. Виктория

А

Б В К Д Г Ж А И Е  З

Б

В

З. Евгений

А

Г К Ж В И А Д Е З  Б

В

А

З.Инна

А

 КЕ А И В Г Ж К Д  Б

А

Б

К. Александр

Г

Д И К Г Ж Б З А В  Е

Б

В

Л. Андрей

А

Б Ж К В Д Г Е И А  З

Б

А

М. Анна

Б

В Д Г Б И Е К Ж З  А

В

В

М. Вячеслав

А

Д В К Ж Б З Г Е И  А

А

Б

М.Анастасия

А

И В Д Ж А К Г Е Б  З

В

Б

М.Максим

А

Г Ж Б К З Д В А Е  И

Б

В

Р. Оксана

В

Д В К Г Б А Ж З И  Е

А

А

С.Дарья

   Б

Ж Г В З Д И Б К Е  А

Б

Б

С. Игорь

А

Г Б В К И Е Д А Ж  З

Б

В

С.Андрей

А

Д Б Ж А Г З В К И  Е

А

А

Т. Алексей

Г

Г Б И К А Д Е Ж В  З

В

Б

Ш.Андрей

А

Ж Б Д И Г З К Е В  А

Б

А

В. Виктория

А

Г К Д И А В Ж Е Б  З

Б

Б

З. Евгений

А

Г Д Ж В К А З И Б  Е

В

Б


 




Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения