Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:40, доклад

Краткое описание

Нередко уроки природоведения строятся на простом изложении фактов и механическом воспроизведении их учащимися. Уверена, обучение, направленное только на усвоение знаний, не может результативно воздействовать на школьников. Я считаю необходимым использовать в своей практике разнообразные приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, так как знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя.
Активизация познавательной деятельности предполагает включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. Считаю, этому способствуют такие активные формы, как проблемные беседы, практические работы, включение учащихся в подготовку материала по темам предстоящих уроков, познавательные игры, использование занимательного и наглядного материала, моделирование существующих в природе взаимосвязей.

Вложенные файлы: 1 файл

Одна из важнейших задач начальной школы.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

       Активизирует работу учащихся на уроках изучение существующих экологических связей: между живой и неживой природой, внутри живой природы, между человеком и природой.

       Большой интерес у ребят вызывает моделирование пищевых связей. Для этого использую динамические схемы: на магнитной доске прикрепляю изображения животных и растений, а между ними – стрелки. Динамические схемы можно заменить меловыми, выполняемыми на доске, заменяя рисунки названиями объектов.

       Приведу  пример использования этого вида  работы:

Даю задание трем группам  – расскажите, как связаны между  собой:

  1. Рожь, сова, мышь – полевка.
  2. Жаба, слизень, капуста.
  3. осина, лиса, заяц.

Через 1-2 минуты ученик от группы выходит к доске, рассказывает о связях организмов, строит пищевую цепь. После того, как выстроятся все три цепочки, убираю какой-либо компонент цепи, моделирую ситуацию по схеме: «Что случилось бы, если бы мы уничтожили всех сов (жаб, лисиц)? Дети высказывают свои предположения. Возвращаю в схему убранный элемент, подчеркивая важность сохранения природных цепей питания.

    Учебное моделирование  помогает мне раскрыть доступные  пониманию детей связи, показать  учащимся единство мира живой  природы. 

       Для оценки как положительного, так и отрицательного воздействия человека на природу применяю задачи экологического содержания. Например, на уроке «Растения леса» предлагаю решить такую задачу:

«Одно дерево в сутки выделяет столько  кислорода, сколько его необходимо для дыхания трех человек в течение этого времени. Какое количество деревьев может обеспечить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся нашего класса (школы)?

       Таковы основные виды используемых мною приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Все вместе взятые, приемы помогают мне воспитывать у детей стремление к знаниям, желание узнавать новое, формировать активную жизненную позицию, учить экологически грамотному поведению в природе.


Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения