Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – способы использования современных активных методов обучения в работе с электронными таблицами в образовательном процессе, пути их совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является влияние активных методов обучения на работу с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- анализ учебно-методической литературы по применению активных методов обучения;
- охарактеризовать активные методы обучения в образовательном процессе, пути их совершенствования.
- раскрыть роль активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами.

Содержание

Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37

Вложенные файлы: 1 файл

АМО Трифонова Л.Н.docx

— 136.94 Кб (Скачать файл)

Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Основное отличие проблемного семинара от проблемной лекции для студента: на семинаре от студента требуется не слушать, а говорить. Задача преподавателя – направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать разнообразные пути решения, способствовать оживленному и открытому обмену мнениями.

Цель проблемного семинара – выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления участников.

Тематическая  дискуссия – это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.

Групповая дискуссия как прием позволяет использовать систему логически обоснованных доводов для воздействия на мнения, позицию участников учебной группы в процессе непосредственного общения. Сопоставляя противоположные мнения участников, можно увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции и тем самым уменьшить сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции участников, выработать групповое решение или групповую поляризацию.

Разбор казусов  из практики деятельности предприятий, отдельных работников предполагает анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих экономических и нормативно-правовых положений. Анализ таких казусов, на наш взгляд, позволяет участникам учебной группы не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.

Ситуация морального выбора характеризуется наличием субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых соответствует моральной норме, или наличием субъективных альтернатив разрешения ситуации, которые обладают примерно равным «весом» для личности.

Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучаемыми (или их группами).

Преподаватель помогает найти  верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения дисциплины (модуля) фундаментального характера.

Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.

При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:

    • сеанс спонтанной генерации идей;
    • сеанс конструктивной критики и проработки предложенных
    • идей с целью отбора наилучших;
    • проектирование решений на основе отобранных идей.

Мозговая эстафета – метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на индивидуальном листке. Во втором туре мозговой эстафеты каждый участник зачитывает свои предложения, а остальные выставляют им оценки, например, по пятибалльной системе. Себе оценка не выставляется. Повторять или не повторять схожие советы – решает сам участник мозговой эстафеты. Лучше повторять, так как полностью идентичных предложений практически не бывает, а самые незначительные отличия вариантов неожиданно приводят к резко отличающимся оценкам. Нередко выставляются две оценки – за саму идею и за то, как она высказан. Это позволяет выбрать лучший из сложных вариантов. Записи могут быть как анонимными, что позволяет меньше бояться критики, так и с указанием автора. Руководитель мозговой эстафеты следит за тем, чтобы все предложения получили персональный номер в общей нумерации. Каждый автор совета прежде всего называет очередной номер, следующий за последним номером предыдущего оратора.

Метод активного  социологического тестирования, анализа  и

контроля (МАСТАК) разработан Р. Ф. Жуковым и впервые применен в 1971 г. в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности [10].

МАСТАК-технология заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных должностях и видах деятельности, например «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант», «МАСТАК – молодой преподаватель» и т. д.

Педагогические  игровые упражнения – разновидность развлекательных игр (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды, криптограммы и пр.), в которых в качестве игрового используется учебный материал.

Под презентацией – обычно понимается представление заинтересованной аудитории некоторой новой или малоизвестной информации, продукции или услуги. Технология презентации в контексте применения активных методов обучения является формой представления и защиты проектного решения. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: соблюдение временнóго регламента, содержательность, наглядное представление материала (раздаточный материал, презентация PowerPoint), стиль речи [11].

Каждый из перечисленных  видов активных методов обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Многие виды активные метод обучения в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.

1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения

 

Учебный процесс с использованием активных методов обучения в условия  профессионально-технического образования  опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А .Балаев, а именно[12]:

1. Принцип равновесия  между содержанием и методом  обучения с учетом подготовленности  студентов и темой занятия.

2. Принцип моделирования.  Моделью учебного процесса выступает  учебный план. В нем отражаются  цели и задачи, средства и методы  обучения, процедура и режим занятий,  формулируются вопросы и задания,  которые решают студенты в  ходе обучения. Но также необходимо  преподавателю смоделировать конечный  результат, то есть описать  «модель студента», завершившего  обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен  быть подготовлен, в каких конкретно  форма должна проявляться его  образованность. Полезно будет представить  «модель среды», в которой учится  и живет студент. Она поможет  избежать отрыва от реальной  действительности и и ее проблем.

3. Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает  подготовку учебного процесса  согласно реальному уровню подготовленности  студентов, выявления их интересов,  установления наличия или потребности  в повышении знаний. Входной контроль  дает возможность с максимальной  эффективностью уточнить содержание  учебного курса, пересмотреть  выбранные методы обучения, определить  характер и объем индивидуальной  работы студентов, аргументированно  обосновать актуальность обучения  и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия  содержания и методов целям  обучения. Для эффективного достижения  учебной цели преподавателю необходимо  выбирать такие виды учебной  деятельности студентов, которые  наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.

Так, например, ставя перед  собой цель - ознакомить студентов  с информацией по теме занятия, преподаватель  может использовать материал лекции и владеть методом ее чтения. Но также ставится цель – не только изложения материала, информации, но и вооружить студентов этой информацией, для практического ее использования. Для этого и необходим данный принцип.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин [13], один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.

Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность студентов, а это важное условие эффективности  обучения. М.И. Махмутов подчеркивает, что активность при обучении достигается в том случае, если учащийся анализирует фактический материал и оперирует им так, чтобы самому получить из него информацию.

6. Принцип «негативного  опыта». В практической деятельности  вместе с успехом, допускаются  и ошибки, поэтому необходимо  учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна.  В соответствии с данным принципом  в учебный процесс, построенный  на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих  элемента:

  • изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
  • обеспечение ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков.

 Студентам предлагается  для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.

7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д

8. Принцип непрерывного  обновления. Одним из источников  познавательной активности студентов  является новизна учебного материала,  конкретной темы и метода проведения  занятия. Информативность учебного  процесса, то есть насыщенность  новым, неизвестным, привлекает  и обостряет внимание студентов,  побуждает к изучению темы, овладению  новыми способами и приемами  учебной деятельности.

9. Принцип организации  коллективной деятельности. Студенту  часто приходиться сталкиваться  с необходимостью решения, каких  либо задач или принятия решений  в группе, коллективно. Решение  этой задачи в процессе занятий  следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель  выявляет с помощью групповой  задачи наличие расхождений и  сходства в подходах студентов  к самой задаче и ее решению.  На втором путем организации  групповой работы над конкретной  ситуацией у студентов формируется  потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению  результата. На третьем этапе  в условиях деловой игры вырабатываются  навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

10. Принцип опережающего  обучения. Этот принцип подразумевает  овладение в условиях обучения  практическими знаниями и умение  воплотить их в практику, сформировать  у студента уверенность в своих  силах, обеспечить высокий уровень  результатов в будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает  проверку эффективности занятий.  Например, анализ самостоятельной  работы студентов над учебной  ситуацией покажет, удачно ли  тема вписывается в контекст  курса, правильно ли выбран  метод проведения занятий, хорошо  ли студенты ориентируются в  изучаемых проблемах, можно ли  что–либо изменить к следующему  занятию и т.д.

12. Принцип экономии учебного  времени. Активные методы обучения  позволяют сократить затраты  времени на освоение знаний  и формирование умений, навыков.  Так как усвоение знаний, овладение  практическими приемами работы  и выработка навыков осуществляется  одновременно, в одном процессе  решения задач, анализа ситуаций  или деловой игры. Тогда как  обычно эти две задачи решаются  последовательно, вначале студенты  усваивают знания, а затем на  практических занятиях вырабатывают  умения и навыки.

Информация о работе Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования