Активные методы преподавания специальных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы «Активные методы обучения специальным дисциплинам».
Объектом исследования являются активные методы обучения в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы активных методов обучения
1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения ……… 5
1.2. Классификация методов активного обучения …………………………. 12
1.3. Формы организации обучения с использованием активных методов ... 17
Глава II. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» в форме пресс-конференции
2.1. Конспект занятия ………………………………………………………… 26
2.2. Анализ занятия ……………………………………………………………. 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список литературы …………………………………………………………….. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные методы преподаания спецдисциплин.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

10. Принцип опережающего  обучения. Этот принцип подразумевает  овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у студента уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности;

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает  проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы студентов над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли студенты ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.;

12. Принцип экономии  учебного времени. Активные методы  обучения позволяют сократить  затраты времени на освоение  знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале студенты усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки;

13. Принцип выходного  контроля. Обычно, выходной контроль  знаний происходит после завершения  обучения в форме экзамена, зачетов,  собеседований, выполнения контрольных  работ или рефератов с последующей  их защитой. Но это формы  проверки знаний не в каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и навыков. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми [2].

Активные методы обучения при умелом применении позволяют  решить одновременно три учебно-организационные  задачи:

1) подчинить процесс  обучения управляющему воздействию  преподавателя;

2) обеспечить активное  участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный  контроль за процессом усвоения  учебного материала.

Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже  в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности студентов.    

Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного  и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.

 

 

 

 

 

1.2. Классификация  методов активного обучения

Как известно, в дидактике  существуют разные подходы к классификации  методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации  слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.     

Различают классификации, в основу которых положены следующие  признаки:

  1. источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
  2. методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);
  3. тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);
  4. уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
  5. уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);
  6. дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
  7. вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов  обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации  процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций    [13, с.114].

Вклад в разработку классификации  активных методов обучения внесли Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И.Маршев, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский, Т.П.Тимофеевский и др.

Рассмотрим классификацию  методов активного обучения для  ВУЗа предложенную Смолкиным А.М.. Он различает имитационные методы активного  обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [21, с.30].

Методы активного обучения могут использоваться на различных  этапах учебного процесса:

1 этап – первичное  овладение знаниями. Это могут  быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль  знаний (закрепление), могут быть  использованы такие методы как  коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д. 

3 этап – формирование  профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Применение тех или  иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая  классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует  отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное  значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения  трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных методов  обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено  тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Теперь рассмотрим такие  основные понятия, как метод, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.

Н.В. Басова указывает, что  существует более 200 определений понятия «метод» [1, с.57]. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например, в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [24, с.278].

Ю.Б. Зотов дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами» [11, с.187].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов.

Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [25].

Активность  обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков [20, с.173-178].

Познавательная  активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов  и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

А.М. Смолкин дает следующее определение:

Активные  методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [21, с.38].

Активные методы обучения предполагают использование такой  системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение  преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

Преподаватель в своей  профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы организации обучения с использованием активных методов      

         Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельностью; широкое использование технических средств.

         Как мы уже выяснили ранее,  существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику некоторых из них.

  Лекция-визуализация.   Это   результат   поиска   новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

В пользу этого типа свидетельствует  то, что способность преобразовывать  устную и письменную информацию в  визуальную форму является профессионально  важным качеством почти всех специалистов.

Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая разные виды информации в наглядный образ; будучи воспринятым, этот образ, может быть, развернут  и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Практически любая форма визуальной информации содержит те или иные элементы проблемности.

Подготовка   лекции-визуализации   преподавателем   состоит   в перекодировании, переконструировании  учебной информации по теме лекционного  занятия в визуальную форму для  предъявления студентам через технические средства обучения или вручную.

Чтение  такой  лекции  сводится  к  связному  развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему  тему данной лекции.

Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему или дисциплину.

Информация о работе Активные методы преподавания специальных дисциплин