Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, дипломная работа
На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
• социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
• социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ............................................................................................. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование представлений о труде как ведущей
категории экономической науки....................................................... 7
б) формирование представлений о деньгах, о семейном
бюджете................................................................................................ 8
в) знакомство с рекламой....................................................................... 12
г) полезные навыки и привычки в быту................................................ 14
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................................... 16
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................ 24
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................................................... 26
6. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ............................................................................................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 34
СОДЕРЖАНИЕ:
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ....................
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование представлений о труде как ведущей
категории экономической науки...........
б) формирование представлений о деньгах, о семейном
бюджете.......................
в) знакомство с рекламой......................
г) полезные навыки и привычки в быту..........................
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ..................
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................
6. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
На протяжении последнего десятилетия в обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров.
Курс на создание современной
рыночной экономики, основанной на свободе
предпринимательства, выбора направления
экономической деятельности, выпуска
товаров и услуг активизировали
потребность в научно-прикладны
На современном этапе
развития экономических отношений
все чаще возникает вопрос о развитии
экономических представлений
Актуальность исследования
проблемы экономического воспитания дошкольников
определяется рядом обстоятельств,
среди которых можно
В былые времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался – не было в этом необходимости.
Сегодня практически все изменилось в укладе нашей жизни.
Возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Это мы, старшие, еще помним, как было и, может быть, не во всем еще успели перестроиться, а дошкольник пришел в сегодняшнюю жизнь такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать.
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования [2, с.34].
Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников. В результате допускаются досадные «опечатки» в работе с детьми.
Изучение вопроса
Девять таких стадий выявил А. Страусс в одном из ранних исследований, касающихся обращения детей с деньгами (1952). Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой. Позднее К.Данзигер (1958) выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г. Фёрт – пять [3, с.112].
В отечественной науке проблемой экономического воспитания на разных этапах детства занимались многие ученые, среди которых – А. Б. Фенько, О. С. Дейнека, С. Ю. Буренина, М. Ю. Семенов, Ю. В. Мацнев, Ж. А. Жилина, Е. В. Щедрина, Л. Ю. Кибизова, А. В. Суптеля, С. И. Ерина, В. В. Новиков, Г. Э. Белицкая, Е. В. Шелкопляс.
В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения таких специфических экономических представлений, как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка (Саттон, Яхода, Баррис и др.)
Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социо-экономических феноменов как богатство, бедность, банк, реклама и др. [12, с.47].
В основе экономической социализации лежит освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков, то есть, результатом освоения социально-экономического пространства должны стать мнения, отношения и убеждения ребенка относительно экономических понятий. Этот процесс во многом зависит от таких факторов социализации, как семья, общество сверстников, СМИ, специальные институты экономического воспитания и др.
Т. В. Гусева в экономической социализации различает трудовую, потребительскую и собственно экономическую социализацию.
Целью потребительской социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др.
Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.) [3, с.114].
Итак, экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование
представлений о труде как
ведущей категории
Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе.
С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.
Многие дети охотно берутся за разнообразную работу.
К сожалению, родители не всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол...». Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других и в общественной работе не принимают участия. Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи. Посильный труд детей – это основа их морального воспитания.
Труд – важнейшее средство воспитания,
начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка,
складываются коллективные
взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей
в детском саду может и должен
быть организован так, чтобы они научились
понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться
к работе с любовью, видеть в
ней радость – необходимое условие для
проявления творчества личности, ее
талантов [8, с.97].
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, с соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.
Этот труд как никакой другой, дает возможность воспитать
у детей
аккуратность, желание поддерживать чистоту
и порядок. У дошкольников,
постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом
труде, как правило,
сформировано бережное отношение к вещам,
стремление по собственной
инициативе включаться в дежурство, навести
порядок, помощь товарищу. Дети
активно включаются в различные виды хозяйственно
бытового труда,
самостоятельно распределяют обязанности,
умеют наметить последовательность работы,
критически оценивать результаты труда
своего и товарищей.
В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления детей о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.
Так, например, можно предложить дошкольникам решить задачу «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса).
б) формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете
Специалисты утверждают, что правильное отношение к деньгам формируется с раннего детства.
И. Хоменко в этой связи отмечает, что «если мы хотим воспитать самостоятельного ребенка, обойти разговор о собственности мы не сможем. А начинать его надо с рождения: малыш осознает, что мама его, папа его, а потом и игрушки в песочнице... Но взрослые почему-то не готовы к обсуждению этой проблемы. Хотя следом за ней тянется много других проблем в педагогике. Деньги – только один вид собственности. Игрушками тоже все не ограничивается. Потому что время ребенка – тоже его собственность, если, конечно, мы это признаем. Понятия денег в школе нет, но сами-то деньги есть» [13].
Эксперты по вопросам личных сбережений, рекомендуя родителям с детства приучать своих детей правильно относиться к деньгам, советуют время от времени беседовать с ними о том, как зарабатывать, тратить, вкладывать, экономить и занимать деньги, а также – как этими деньгами делиться. И, чем раньше родители начнут обсуждать с детьми эту тему, тем больших успехов им удастся достичь.
Информация о работе Актуальность проблемы экономического воспитания