Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, дипломная работа
На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
• социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
• социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ............................................................................................. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование представлений о труде как ведущей
категории экономической науки....................................................... 7
б) формирование представлений о деньгах, о семейном
бюджете................................................................................................ 8
в) знакомство с рекламой....................................................................... 12
г) полезные навыки и привычки в быту................................................ 14
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................................... 16
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................ 24
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................................................... 26
6. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ............................................................................................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 34
В качестве конкретных рекомендаций родителям предлагаются следующие:
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
Если вы решитесь дать ребенку кредитную карточку, обязательно проследите за тем, как он будет ею пользоваться.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
Итак, отношение к деньгам является важным компонентом структуры экономического сознания личности и группы. Под отношением к деньгам понимается осознанное и субъективно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении. Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию.
Каждый ребенок проходит через квазиуниверсальный набор качественно различных стадий социоэкономического понимания, двигаясь от простых и конкретных к сложным и абстрактным понятиям. Развитие экономических представлений проходит три основные стадии: периферическую, психологическую и систематическую.
Специалисты утверждают,
что правильное отношение к деньгам
формируется с раннего детства.
Источником установок по отношению
к деньгам может служить
в) знакомство с рекламой
Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее – к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец – к проецированию символического изображения.
Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений [1, с.14].
Цель рекламы – в короткий промежуток времени продемонстрировать как можно больше ярких, эмоциональных картинок, зацепить, заставить хотеть то, что показывают. Детям этого (картинок, яркости, эмоций) и надо, потому как внимание у них рассеянное.
По данным специалистов, к ней лояльно относятся 70 процентов дошкольников. Ничего странного в этом нет – их привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы хорошо запоминаются. По мнению психологов, это предсказуемая контролируемая действительность – как программа «Спокойной ночи, малыши!», где по первым звукам ясно, что будет дальше. Дети получают удовольствие от того, что их прогноз сбывается [10].
А вообще, реклама влияет на неокрепший детский ум опосредованно – через нас, родителей и близких. Если вы поддались рекламным уловкам и задумываетесь, «а не купить ли...» - ребенок моментально чувствует это и скандирует: «купи!».
Все игрушки-сюрпризы, пластиковые финтифлюшки из упаковки с чипсами, магнитики, идущие в комплекте с йогуртом, - во всем этом у малыша потребности как таковой нет. Но зато она есть у нас. И если уж нам кажется, что модно – значит хорошо, у вашего чада будет полный набор барахла из телевизора [10].
Вместе с тем, как утверждают специалисты, не все так плохо – даже у рекламы есть польза. Вопреки нашей логике, прямой зависимости между рекламой и тем, что ребенок обязательно захочет это, нет. Ему еще неинтересно, что именно предлагают в ролике. Он смотрит житейскую историю, мини-фильм. Это можно использовать в поучительных целях, для объяснения, «что такое хорошо, а что такое плохо»:
– А ведь и правда, когда человек улыбается, он становится красивее! (о рекламе жевательной резинки);
– Смотри, девушка выкинула в окно все вещи этого парня. Ай-ай-ай, как некрасиво!
Дошкольники и младшие школьники становятся едва ли не главными адресатами рекламы. Именно им предстоит делать самостоятельный выбор через несколько лет. Поэтому «рекламисты» бьются за то, чтобы воздействовать на эту пока что беззащитную группу населения (а родители и законодательная власть – напротив, минимизировать это воздействие).
Став постарше, ребятишки уже понимают, что, если что-то есть на экране, он непременно есть и в магазине. И тогда начинается морока... «Купи!», «Хочу!», «Дай!» - скандируют малолетние «вымогатели», явно демонстрируя последствия рекламы и плохого воспитания.
Если малыш уже привык получать по первому требованию все, что захочет, то добиваться своего он будет и по привычке, и из вредности, упрямства. Так что, балуя любимое чадо жирными тающими во рту круассанами, жирными хрустящими чипсами, жирными модными гамбургерами, вы в будущем получите жирного потребителя, который весь мир видит сквозь призму рекламы [10].
Поэтому знакомить ребенка с рекламой необходимо, объясняя все ее плюсы и минусы. Они ведь ужасно забывчивы, дошкольники. Отвлекайте, откладывайте, объясняйте, что вредно/слишком дорого. И, конечно, лучше не врать, будто невкусно, потому как ребенок все равно попробует да и усомнится в честности ваших слов.
Чем-то «словесная» часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.
Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4–6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.
г) полезные навыки и привычки в быту
Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие «Его величество – электричество», о бережном отношении к воде – беседа «Сколько нам нужно воды?», «Зачем экономить воду?»
В детском саду необходимо обращать большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей нужно приучать прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.
Итак, полезные навыки и привычки в быту – это тоже «экономика».
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога [4, с.21].
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот [9, с.102].
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:
Группы методов |
Виды методов |
Источники передачи содержания |
I группа |
Словесные методы |
Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
II группа |
Практические методы |
Упражнения, тренировка, самоуправление и др. |
III группа |
Наглядные методы |
Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др. |
Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи.
Информация о работе Актуальность проблемы экономического воспитания