Актуальные проблемы информатизации общества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие информационного общества………………………………4
1.1. Социальные последствия глобальной информатизации общества………9
1.2. Социальные последствия информатизации……………………................10
Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования……………………………………………………………………...13
2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ…………………20
Глава 3. Информатизация образования и свобода учителя…………………...27
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 .doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс  на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

     создание  и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с  обеспечением их совместимости и  взаимодействия в едином информационном пространстве России;

     формирование  и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

     обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд  других направлений.

     В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

     Активно внедряется Концепция информационной безопасности, являющаяся составной  частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

1.1. Социальных последствий глобальной информатизации общества

      Быстрое развитие компьютерных технологий, применение и внедрение компьютера практически  во все сферы нашей жизни, достигло такого уровня, что возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым  является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом на сегодня  актуально, значение эволюции социальных отношений во всем мире, ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

      Противоречие  заключается в том, что, несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

      1.по мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях деятельности в очень скором времени;

      2 компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в обществе (по мнению 70% россиян);

  1. увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

1.2. Социальные последствия информатизации

      Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” является хорошим примером системного подхода  к анализу социальных последствий информатизации:

Положительные последствия Отрицательные последствия
Культура  и общество
Свободное развитие индивида “Автоматизация” человека
Информационное  общество Дегуманизация жизни
Социализация  информации Технократическое  мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного  уровня
Преодоление кризиса Лавина информации
Развитие  цивилизации Элитарное знание (поляризация)
  Изоляция индивида
Политика
Расширение  свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти Государство –  ”надзиратель”
Расширенное участие в общественной жизни Расширение  государственной бюрократии
  Усиление власти благодаря знаниям
  Усиление манипуляции  людьми
Хозяйство и труд
Повышение продуктивности Все возрастающая сложность жизни
Рационализация Обострение  промышленного кризиса
Повышение компетентности Концентрация
Увеличение  богатства Подверженность  кризисам
Преодоление кризиса Стандартизация
Экономия  ресурсов Массовая безработица
Охрана  окружающей среды Новые требования к мобильности трудящихся
Децентрализация промышленности Дегуманизация труда
Новая продукция Стрессы
Улучшение качества Деквалификация
Диверсификация  продукции Исчезновение  многочисленных профессий
Новые профессии и квалификации  
Международные отношения
Появляется  шанс на развитие у стран “третьего  мира” Технологическая зависимость
Улучшение обороноспособности страны Обострение  отношений Юга-Запада
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость
Национальная  независимость Усиление взаимозависимости
  Усиление опасности  новой войны из-за обновления военных  систем
 

      Комментарий к таблице Хессига:

  1. ”социализация информации” – увеличение степени направленности информации на социальную сферу;
  2. “преодоление кризиса цивилизации” – создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом.
  3. “снижение культурного уровня” – развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
  4. “элитарное знание” – опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, “верхнем” общественном слое – элите (политической, экономической и т.д.).
  5. “изоляция индивида” – без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно – через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников – весьма опасное социальное явление.
  6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
  7. Государство – ”надзиратель” – Левиафан, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.
  8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому – ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
  9. “новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.
  10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.

      Общеизвестна  роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

      Национальная  независимость диктует России необходимость  государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов (например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации”).

      Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования

    Одной из острых проблем современной высшей школы является проблема подготовки преподавательского состава к работе в условиях информатизации образования. Немаловажным для ее решения является само отношение педагогов к информатизации педагогического процесса. Как показал экспресс-опрос преподавателей трех ведущих вузов силовых ведомств РФ, значительная часть респондентов (до 70 %) склонна рассматривать ее только с позиции внедрения ЭВМ в систему вузовского образования.

    На  наш взгляд, это весьма упрощенное и одностороннее понимание сущности проблемы, которое и является одним  из основных препятствий в ее разрешении.

    Она же заключается в создании принципиально  новой дидактической модели обучения, предполагающей оптимальное информационное взаимодействие педагога и студента, а также студента и ЭВМ в учебном процессе вуза.

    Результаты  экспериментального обучения с применением  в нашем вузе концепции информационно-технологического обеспечения учебного процесса [1,2] по целому ряду циклов дисциплин свидетельствуют, что уже сегодня в условиях информатизации обучения существенно изменяются роль, место и задачи как педагога, так и обучающихся. Все это, соответственно, влечет за собой преобразование основных компонентов учебного процесса: меняется характер совместной деятельности его субъектов; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе "преподаватель ЭВМ обучающийся"; усложняются программы и технологии преподавания дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. При этом схема "человек-компьютер" обладает достаточно высокими возможностями и способна предложить принципиально новые подходы к решению отдельных задач учебного процесса, отличные от традиционных.

    Важно отметить, что роль преподавателя в условиях информатизации обучения остается не только ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог осуществляет ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств. Наряду с этим, преподаватель получает возможность расширить спектр своих воздействий на обучающихся через новую стратегию педагогической деятельности, изначально заложенную в реализуемую информационную технологию обучения. В этих условиях характер его труда меняется. Педагогу приходится, во-первых, проектировать и конструировать названную технологию обучения; во-вторых, разрабатывать на ее основе дидактический информационный комплекс учебной дисциплины; в-третьих, обосновывать логику организации педагогического взаимодействия с обучающимися как на коммуникативном уровне, так и на уровне взаимодействия пользователей с ЭВМ; вчетвертых, выбирать адекватные формы и методы управления познавательной деятельностью студентов; в-пятых, разрабатывать и формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля и т.п.

    Таким образом, содержание деятельности преподавателя  все в большей степени приобретает  творческий характер, что требует  от него постоянного обновления своих  знаний и профессионального роста.

    Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации обучения становится его информационная культура. Это значит, что преподавателю, наряду с основами педагогики и психологии, необходимо знать возможности компьютера в своей предметной области и обладать навыками работы с ним; иметь навыки управления познавательной деятельностью обучающихся как в дисплейном классе, так и в период их самостоятельной работы с дидактическим комплексом информационного обеспечения учебной дисциплины; уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами или самостоятельно разрабатывать элементы названного дидактического комплекса и реализовывать их в учебном процессе вуза и т.п.

    Вот здесь и приобретает особую остроту  проблема качества подготовки преподавательского состава к работе в принципиально  новых условиях своей профессиональной деятельности. Дело в том, что сегодня даже в педагогических вузах подготовка педагогов-технологов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации учебного процесса, пока не осуществляется.

Информация о работе Актуальные проблемы информатизации общества образования