Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

дипломной работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия и типы культуры;
- показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
- проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
- изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
- выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Социально-идеологическая – общность идейных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Например, это может проявиться в едином восприятии сути предпринимательства и образа предпринимателя. Если, например, поручить двум учащимся, по-разному относящимся к предпринимательству, провести интервью с главой фирмы, собрать материал о местных предпринимателях, они окажутся социально-идеологически несовместимыми, и результаты их совместной деятельности только в том случае будут продуктивными, если учитель заранее предусмотрел необходимость противоположных взглядов для организации дискуссии.

На основе той или  иной совместимости в группе, бригаде  формируются неформальные контактные объединения, которые преследуют цель удовлетворения сходных индивидуальных потребностей в общении, обмене информацией, взаимопомощи, решении общих задач.

 

 

Глава 2. Развитие предпринимательской культуры на уроках технологии в общеобразовательных школах

 

2.1 Образовательная программа «Технология» как основа для развития предпринимательской культуры

 

Переход человечества в XXI в. знаменуется качественными изменениями в сфере общественного производства. Техническая революция второй половины минувшего столетия перерастает в технологическую. Накопленный технический потенциал, разнообразие производства в корне изменяют сам подход к процессу труда. Проблема «с помощью чего делать?» перемещается на проблему, «каким образом, как делать?». Способы создания продукции, которые являются центром технологии, становятся главенствующими в производстве.

В соответствии с обоснованной технологией подбираются или  создаются средства производства: станки, машины, приборы, аппараты, инструменты и др. Технология определяет и предназначение, область применения различных средств труда. Методы преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы задают требования к оборудованию. Если раньше тот или иной станок или машина определяли способы деятельности, то теперь машины, станки и другое оборудование проектируются и создаются в соответствии с выбранной технологией.

В этих условиях должно кардинально  меняться и образование, как общее, так и профессиональное. Молодежь, которой предстоит трудиться в XXI в., надо учить мыслить не техническими, а технологическими категориями. Технологическая образованность становится важным критерием общей культуры человека.

Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, коренным образом изменяют цели и задачи всей системы обучения и воспитания подрастающих поколений. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности развивающейся и самоутверждающейся личности, отвечающие требованиям устойчивого демократического развития общества. Удовлетворение познавательных запросов молодежи должно при этом соответствовать достижениям науки и культуры общества, учитывать тенденции их развития.

Ведущую роль в решении  этих задач играют общеобразовательные  учреждения. Они призваны обеспечить для учащейся молодежи жизненное  и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения в социально-экономических условиях.

Образовательная область  «Технология» по своему педагогическому предназначению непосредственно обеспечивает подготовку учащихся к будущей трудовой и общественно полезной деятельности. В Базисном учебном плане 11-летней школы она входит обязательной составляющей в федеральный компонент содержания обучения. Это очень важно для современной России, нуждающейся в молодых инициативных тружениках, способных обеспечить возрождение, подъем и развитие всех отраслей экономики.

Основные цели «Технологии» в системе общего образования видятся в том, чтобы средствами трудовой подготовки способствовать социально-трудовому становлению учащихся, их эффективному профессиональному самоопределению в условиях рынка труда и профессий, овладению общетехнологическим и специальными компонентами знаний, умений и навыков, прикладному экономическому и экологическому просвещению, развитию познавательно-трудовой активности. Речь, таким образом, в целом идет о формировании у молодого поколения технологической культуры.

Технологическая культура включает в. себя десять компонентов, которые проявляются в деятельности и поведении человека, гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося. Это:

- культура труда — планирование и организация трудового процесса; выбор инструментов и оборудования; организация рабочего места;

- обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины; контроль качества продукции;

- графическая культура — знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные, средства для обеспечения технологического процесса;

- культура дизайна — знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, художественного конструирования и обработка материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

- информационная культура — знания, умения и готовность применять принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников;

- предпринимательская культура — знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;

- культура человеческих отношений — знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействие с людьми, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

- экологическая культура — экологические знания; понимание, что природа является источником жизни и красоты; богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение; способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека; глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

- культура дома — знания и умения по украшению быта, созданию семейного уюта, здоровому образу жизни и продуманному ведению домашнего хозяйства;

- потребительская культура — знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг;

- проектная культура — знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта; сбор анализ и использование полезной информации; выдвижение спектра продуктивных идей, выбор оптимальной из них, исследование этой идеи; планирование, организация и выполнение работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений; его оценка и презентация.[29:9].

Однако наших детей  прежде этого надо научить просто хорошо трудиться. Ведь в условиях рыночной экономики труд превращается в товар — главное средство выживания и процветания каждого работника. За достойное место в обществе, престижные рабочие места теперь придется бороться.

Образовательная область  «Технология» — обязательная составляющая Базисного учебного плана как раз и призвана решать этот комплекс социально-педагогических задач. Именно с таких позиций и разрабатывается Институтом профессионального самоопределения молодежи РАО проект образовательного стандарта.[13:4]. Его основная педагогическая цель — профессиональное самоопределение учащихся в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям, развитие их конкурентоспособности на рынке труда.

Стандарт выдвигает  в качестве обязательных решение  в этой образовательной области следующих задач:

  • создание условий для развития личности каждого учащегося путем вовлечения в различные виды труда, сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;
  • подготовку к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
  • развитие предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности;
  • формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
  • создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирования экономического мышления, в том числе и включение в реальные производственно-экономические отношения;
  • воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и др.).

Перечисленные задачи вытекают из общих требований, которые современное общество предъявляет к молодому человеку, вступающему на трудовой путь. Тем самым стандартом задается новый подход к отбору содержания образовательной области «Технология».

Конкретное содержание образовательной о6ласти «Технология» задается в стандарте на основе следующих принципов: демократичности, региональности и индивидуализации.

Демократичность предполагает сведение к необходимому минимуму директируемых установок, что создает благоприятные условия для педагогического творчества.

Региональность связана с адаптацией стандарта к местным условиям, что позволяет учесть характер регионального рынка труда и профессий, ориентируя молодежь на реальные возможности трудоустройства. На этом уровне, в частности, конкретизируются виды составляющих эту область учебных курсов.

Индивидуализация предполагает персонификацию образования, обязывая учитывать как индивидуальные особенности ученика, так и учителя. Таким образом, предметное содержание курсов опирается на познавательные интересы учащихся и профессиональные возможности педагога.

Определение целей технологии и трудового обучения должно осуществляться в соответствии с проявлениями и свойствами современной технологической среды, которая превалирует в окружающей действительности над природной средой. Технологическую среду в настоящее время выражает значительный спектр и совокупность применяемых в обществе технологий, технологических средств и соответствующих им инфраструктур.

Цели должны согласовываться  также с соответствующими характеристиками личности, которая способна активно функционировать в технологической среде; Для этого от человека требуется наличие определенной совокупности технологических представлений, знаний, навыков, умений. К ним относятся:

  • представления о многообразии видов преобразовательной деятельности, их результатах и последствиях влияния на личность, культуру, природу и общество; об эволюции технологической среды (возможные и желаемые сценарии социально-технологического развития); о зависимости процессов, способов и средств деятельности от развития науки, о влиянии результатов преобразующей деятельности на развитие самой науки; о конкуренции в социально-трудовой деятельности; о внешних и внутренних факторах, влияющих на процесс и результаты труда; об экономических характеристиках производства; о предпринимательской деятельности и условиях ее успешности;
  • знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования исходных ресурсов в конечный или промежуточный результат; об обеспечивающих эти процессы средствах и организационных формах; о принципах действия, функциях, способах управления технологическими средствами;
  • умения и навыки прогнозировать и проектировать процессы, конструировать объекты и средства преобразования; выполнять разнообразные технологические операции; управлять, обслуживать, эксплуатировать, ремонтировать распространенные технические объекты;
  • способности к оценке состояния социально-производственной и технологической среды, к ориентации в этой среде; к профессиональному самоопределению и перемене деятельности; к прогнозированию собственной технологической деятельности и стремлению избежать ее отрицательных последствий для природы, человека и общества; следование нормам и правилам технологической культуры и культуры труда.

Формирование данных качеств личности осуществляется всем содержанием общего образования, но ведущую, системообразующую роль в нем играют технология и трудовое обучение. Основанные на практическом изучении современных распространенных методов и средств труда, они являются стержнем социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Трудовая подготовка в ее современном технологическом содержании способствует развитию таких качеств, которые необходимы подрастающему поколению для гуманистического, природосообразного участия в созидательной деятельности.

Только подготовка учащихся в рамках технологии и трудового  обучения позволяет развить их политехнический кругозор, способность ориентироваться в современных технологиях сфер производства, сервиса, информационных взаимодействий и коммуникаций. Именно здесь, как ни в одном другом учебном предмете, школьники смогут научиться разбираться в конструкциях и принципах действия средств труда, овладеть основами управления распространенными технологическими машинами, приборами, аппаратами и механизмами, сформировать практические умения и навыки познавательно-трудовой, созидательной и преобразующей деятельности, усвоить прикладные элементы экономических и экологических знаний, освоить азы предпринимательства.

На основе познавательно-трудовой деятельности в рамках изучения технологии и трудового обучения школьники смогут наметить реальные социально-трудовые планы построения своей общественной и профессиональной карьеры с учетом реалий и перспектив развития общества, тенденций преобразований производства, условий на рынке труда, своих способностей и потенциальных социально-экономических возможностей.

Таким образом, можно  сформулировать основную цель и предназначение технологии и трудового обучения в системе общего образования.

Технология и трудовое обучение призваны подготовить учащихся к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, гуманистической, природосообразной созидательной деятельности в обществе, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями.

Исходя из этих принципов, стандарт образовательной области «Технология» задает модульную структуру построения курсов. Программа обучения должна представлять собой комплекс тематически объединенных, но относительно самостоятельных составляющих — модулей, которые в зависимости от региональных условий и индивидуальных требований можно либо изымать из нее, либо добавлять.

Информация о работе Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии