Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
- рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
- обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе;
Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность
1.2. Особенности формирования
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности
2.2 Выявление эффективности
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Мировоззрение — это система взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место в мире, на отношение к действительности. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение определяет общую направленность деятельности и поведения человека.
Основой
научного мировоззрения являются научные
знания. Но не все они носят
В педагогической
науке разработан комплекс методов,
направленных на формирование научного
мировоззрения младших
Формирование научного мировоззрения – сложный и многосторонний процесс. Помимо детального исследования отдельных сторон этого процесса необходимо целостное его рассмотрение, с учетом взаимосвязей его основных компонентов.
Целью
курсовой работы является разработка
проблемы, состоящей в следующем:
каким образом можно
- определить
сущность, функции, критерии
- рассмотреть
особенности формирования
- обозначить
пути и методы формирования
научного мировоззрения у
В процессе исследования использовался комплекс методов педагогической науки: анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы, естественный эксперимент, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся.
Понятие
"мировоззрение" можно определить
следующим образом - это система
философских, научных, социально-политических,
нравственных, эстетических взглядов
и убеждений человека, которые
отражают в его сознании общую
картину мира и определяют направленность
его деятельности. Как правило, выделяют
следующие основные типы мировоззрений:
философское, научное, обыденное, религиозное,
мифологическое [Философский
С мировоззрением
тесно связаны следующие
Между
всеми этими понятиями
Отношение понятия "миропонимание" к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
По отношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение
– это система обобщенных взглядов
на объективный мир и место
человека в нем, на отношение людей
к окружающей их действительности и
самим себе. Основными структурными
единицами мировоззрения
Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным.
Основным компонентом процесса формирования научного мировоззрения является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир.
В процессе
развития научных данных о природе
и обществе были открыты многие методы
и приемы исследовательской
1) Методы,
обладающие атрибутом
2) Методы
исследования, используемые только
в научном познании. К ним относятся
две основные группы: методы построения
эмпирического знания (например, наблюдение,
измерение, эксперимент) и
3) Специальные
методы и приемы, процедуры экспериментального
и теоретического характера,
Еще одним компонентом процесса формирования научного мировоззрения в процессе обучения является формирование у учащихся элементов научного мышления. Это является объективной необходимостью, т.к. научное мировоззрение должно быть действенным, т.е. оно должно реализовываться в практической деятельности человека. А практическая деятельность человека осуществляется на основе его мыслительной деятельности. «Мышление – … активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Мышление возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности, раскрытие ее закономерных связей… Мышление связано прежде всего не с биологической эволюцией, а с общественным развитием». (Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь, – М., «Политическая литература», 1975г., стр.258).
Мышление
осуществляется посредством мыслительных
операций, таких как анализ, сравнение,
синтез, абстрагирование, обобщение
и умозаключение. Умозаключения
заключаются посредством
В современной психологии различают эмпирические и теоретические типы мышления. Эмпирическое мышление опирается на непосредственные восприятия, чувственные образы и представления. Оно не выходит за их рамки и ограничивается выявлением общего на уровне представлений. Теоретическое мышление также опирается на чувственно-конкретное восприятие, но оно выходит за его границы и восходит до выявления такого существенно общего, которое в непосредственном восприятии не дано. Результатом теоретического мышления является образование теоретических понятий, построение мысленных моделей, гипотез и теорий. Теоретическое мышление способно предсказать новые явления, свойства тел, сформулировать законы. Таким образом, научное мышление – это преимущественно теоретическое мышление.
Формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки.
Научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем.
Способы формирования убеждений делятся на две группы. В одну группу входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы – на эмоциональную сферу личности учащихся.
К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся, относятся следующие:
1) Экспериментальный способ;
2) Математический способ;
3) Логический способ;
4) Исторический способ.
Огромную
роль играют способы формирования убеждений,
опирающиеся на эмоциональное воздействие.
Предсказать эти способы
1. Процесс
формирования научного
2. Формирование
представлений о картине мира
основывается на глубоком
3. Формирование
представлений о процессе
4. Формирование
научного диалектического
5. Формирование
материалистических убеждений
Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы. Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее существенных дидактических и воспитательных условий, создающих предпосылки для перевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения.
Первым
дидактическим и воспитательным
условием формирования мировоззрения
учащихся является обеспечение глубокой
научной доказательности, логической
убедительности и непротиворечивости
всех усваиваемых выводов
Во-первых, изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа. А.М. Горький подчеркивал, что "учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам". [Горький A.M. Собр. соч. М., 1953. Т. 25. С. 224].
Поэтому
учителю необходимо внимательно
подбирать и анализировать
Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетельствовал о необоснованности подобных взглядов. Особенно убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Христофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.
Другой пример. При изучении истории Отечественной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь и возникают вопросы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззрения учащихся? Видимо, нужно показать, что в составе партизанских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подростки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотизме россиян, об их стремлении защитить свою родину от врага, о всенародном характере войны.