Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
- рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
- обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

форм. основ научного мировоззренияъ.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения  необходимо обеспечивать глубокое научное  истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заключенных в  них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины развития растительного  и животного мира, исчезновения одних  видов и стойкости выживания  других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убедительно раскрывает материалистическую основу наследственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми организмами под влиянием внешних воздействий.

В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению  всех возникающих у них вопросов, развивать их пытливость и потребность  в осмыслении всех явлений, происходящих в природе и обществе. В связи  с перестройкой и обновлением  всех сфер жизни общества школьники  не перестают размышлять и дискутировать  о причинах тех трудностей, которые  возникли у нас в ходе осуществляемых преобразований, а также о путях  их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий анализ серьезных недостатков, которые допускались и допускаются в ходе перестройки, будет способствовать формированию правильного отношения к тем социально-экономическим преобразованиям, которые осуществляются.

Вторым  дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды  и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направлении мы движемся, какие прогрессивные преобразования осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. "История  — школа поведения. В прошлом  люди ищут и находят нужные образцы... На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое  поколение". [Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25]

Исторический  подход в обучении является средством  повышения у учащихся интереса к  познанию и способствует более глубокому  усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл по этому поводу писал:

«Наука  нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих  исследователей, мы начинаем следить  за историей развития... открытий». [Цит. по: Дуков В.М. Электрон. М., 1966. С. 6.]

В то же время он отмечал, что историзм в  обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым материалом, так  как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.

Для формирования мировоззрения историзм в обучении помогает раскрывать генезис и сложные  пути развития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса и реакции, способствует осознанию закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений. Например, учащиеся при изучении истории познают причины возникновения мифических представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развития общества.

Четвертым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения  и перевода знаний в убеждения  является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в  процессе урочных и внеклассных  занятий. В разделе дидактики  подчеркивалось, что в буквальном смысле знания учащимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладение  ими происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На эту сторону  организации учебной работы дидакты  обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для  улучшения успеваемости, так и  для воспитания. М.Н. Скаткин подчеркивал:

Представления, понятия, законы нельзя механически  вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью  учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности учащихся. [Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 17]

Для развития познавательной активности и самостоятельности  учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов  обучения, обращая самое серьезное  внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и  незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и  учебных интересов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя  различные виды работы с учебником, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.

Не  меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности  и активности в системе внеклассной  учебно-воспитательной работы. Вот  почему при проведении различных  внеурочных мероприятий — бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические и физкультурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями  и понятиями, шире использовать дискуссионные  формы работы.

Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения  является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу.

Эмоционально-положительное  отношение к учению прежде всего  стимулирует познавательную активность школьников. В то же время оно  помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и общественных явлений, способствует формированию субъективного  отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в  их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходимо помнить, что без эмоциональных  переживаний никогда не было и  не может быть человеческого искания  истины.

Какие же приемы учебной работы способствуют повышению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет  умение учителя строить свое изложение  на ярком фактическом материале, дополнять учебник интересными  деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные примеры из жизни и  деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.

В повышении  эмоциональности обучения и возбуждения  у учащихся гражданских чувств исключительно  большую роль играют предметы гуманитарного  цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение  о том, что ни по каким каналам  так глубоко не проникнут наши идеи в душу современного молодого человека, как по каналам литературы и искусства.

Шестым  дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения  является тесная связь обучения с  жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и  убеждения являются не только результатом  работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают жизненные  обстоятельства, та социально-бытовая  и нравственная атмосфера, в которой  повседневно вращается ученик, и  его собственная практическая деятельность. Все это требует планомерной  организации разнообразной общественно  полезной деятельности школьников, в  процессе которой они приобретают  жизненный опыт, овладевают трудовыми  умениями и навыками, учатся воплощать  свои идеи в практические дела. Конкретные вопросы этой проблемы освещены в  главе о трудовом воспитании.

Седьмым условием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в  процессе учебно-воспитательной работы. Формирование мировоззрения осуществляется в школе начиная с первого  класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших  классах, естественно, будут различными. Применительно к младшим классам  вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как  стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение  теоретического уровня образования  в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К  тому же круг этих явлений также  ограничен возрастными возможностями  детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не в состоянии  иметь устойчивых мировоззренческих  суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах  эта работа носит главным образом  пропедевтический (от греч. propaideuo - обучаю предварительно) характер и создает лишь фактологическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать  свой отпечаток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных  фактов и примеров по вопросам развития природы и общества и вырабатывался  аналитико-синтетический подход к  их усвоению. В то же время большое  значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое  истолкование изучаемого материала  учителем, а также побуждение учащихся делать обобщающие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положений (например, о причинной зависимости явлений  природы и их взаимообусловленности  и т.д.).

И восьмое  условие. Во всей системе учебно-воспитательной работы по формированию мировоззрения  учащихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в  главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагогическими приемами, но и своей  личностью, своим авторитетом и  общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует  от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного  совершенствования своих моральных  качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения  к учащимся.

1.2 Особенности  формирования научного мировоззрения  у младших школьников

 

Младшим школьным возрастом принято считать  возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам  его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения  в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться 11 лет.

Основной  деятельностью, его первой и важнейшей  обязанностью становится учение –  приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических  сведений об окружающем мире, природе  и обществе.

Умственное  воспитание вооружает обучаемых  системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных  знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение –  это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание.

Задачи  умственного воспитания:

- усвоение  определенного объема научных  знаний;

- формирование  научного мировоззрения;

- развитие  умственных сил, способностей  и дарований.

Содержания  умственного воспитания в большей  мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его  компоненты, как передача опыта различных  форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного  отношения к миру, опыта общения  и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и  образовательный характер самой  школы.

Далеко  не сразу у младших школьников формируется правильное отношение  к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На  первых порах учащиеся начальной  школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам  взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к  самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к  результатам своего учебного труда  формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов  учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным  отношением к учебным занятиям.

Формирование  интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется  это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое  маленькое продвижение вперёд. Младшие  школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель  хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя  на младших связано с тем, что  учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для  них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая  важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах  стимулирует, прежде всего, развитие психических  процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Информация о работе Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников