Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
- рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
- обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

форм. основ научного мировоззренияъ.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Педагогическое  руководство чтением младших  школьников должно быть направлено на то, чтобы дети как можно яснее, ярче воспринимали образы людей, изображаемых писателем, испытывали волнение, знакомясь с поступками героев, переживали бы содержание произведения и сердцем и умом. Литературные произведения должны побуждать детей бороться со злом, творить добро, т. е. действовать в жизни в соответствии с благородными целями, зовущими к борьбе за правду и справедливость. Помогают воспитывать мировоззрение кинофильмы, картины художников.

Огромное  впечатление на младших школьников, на их чувства и мысли производят личные встречи и беседы с людьми, которые в своей деятельности неуклонно следовали своим твердым  убеждениям в любых трудных условиях, активно действовали на различных  участках производственной работы. Формирование мировоззрения предполагает непременно уже и на начальной ступени  связи взглядов и убеждений с  поступками, с поведением учащихся. Необходимо чтобы младшие школьники  привыкли к тому, что если они  усвоили правильный взгляд по какому-то вопросу, то они в своем собственном  поведении должны следовать этому  взгляду. Можно лишь тогда считать, что ученик понял, как важна честность, когда он сам во всем старается  быть честным, включая и такие  случаи, когда он сам честно признает свою вину, если совершил плохой поступок. Действенность мировоззрения предполагает активную борьбу за то, чтобы нравственным позициям следовали и окружающие взрослые, и члены семьи ученика.

Формы воспитательной работы с младшими школьниками  усложняются постепенно с возрастом  учащихся и получаемыми ими знаниями. Сначала дети просто читают статьи из газеты и высказываются по ним; учитель младших классов дает разъяснение и комментарии, если это оказывается нужным, отвечает на вопросы; затем группы детей и  отдельные учащиеся готовят и  делают сообщения по порученным им вопросам на основании прочитанных  статей по рекомендации педагога; наконец, группы и отдельные учащиеся готовят  сообщения по определенным темам  из жизни нашей страны и других стран, из международной жизни, самостоятельно подбирая материал. В числе вопросов, связанных с политикой нашей страны или других государств, имеются и очень сложные, трудные для младших школьников, но вместе с тем, такие, которые не могут и не обсуждаться. Освещение этих вопросов в доступной ученикам форме необходимо дать учителю младших классов.

Всякое  мировоззрение представляет собой  ту общую теорию, которой люди руководствуются  в своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление  о мире, научное мировоззрение  тем самым помогает ему ориентироваться  в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности.

научный мировоззрение школьник

 

Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников

2.1 Содержание  деятельности учителя по формированию  основ мировоззрения

 

В основном, формирование научного мировоззрения  в начальной школе закладывается  на уроках окружающей среды, где младший  школьник получает ответы на вопросы  о законах, по которым существует окружающий мир.

Чернышевский  очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как могучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающей природы. (Чернышевский)

Уметь думать, самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского. Само познание доставляет большой материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце, оживляя и радуя.

В педагогической деятельности учителя встречаются  определенные недостатки и трудности  в организации экологического образования  младших школьников на межпредметной  основе. Поэтому рассмотрение важнейших  сторон экологического образования  младших школьников является актуальной проблемой.

Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение  в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского.

Реальные  возможности для формирования основ  мировоззрения у младших школьников содержат курс «Окружающий мир», Программа  “Зеленый дом” А.А.Плешакова, факультативы “Экология для младших школьников”  и “Планета загадок”, Программа  “Природа и люди” З.А. Клепининой, Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, Программа “Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана.

“Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий  курс, который формирует основы мировоззрения  младшего школьника, а также представляет самые широкие возможности для  развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется  научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир  реально существует, развивается, его  можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный  компонент “Окружающий мир”, младшие  школьники усваивают этические  нормы поведения.

При изучении содержания курса “Окружающий  мир” ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним  природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта  коммуникативного взаимодействия с  окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной  школы задачу социализации ребенка.

Значение  курса “Окружающий мир” для адаптации  ребенка к школьной жизни. На современном  этапе перехода от трехлетней начальной  школы к четырехлетней в нулевые  классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки  “Окружающего мира” могут облегчить  задачу адаптационного периода для  ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком  ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение  в учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче.

Нет необходимости сегодня доказывать кому-либо остроту экологических  проблем и необходимость природоохранной  деятельности человека. Поэтому в  настоящее время усилена экологическая  направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Следует отметить, что в начальной школе  у детей, наряду с развитием представлений  о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению  в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных  ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности  нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности  усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как  части знаний об окружающем мире и  включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит  в том, что он предусматривает  предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и  родного края. На ярком и доступном  детям этого возраста материале  формируются образные представления  о прошлом и настоящем нашей  страны.

Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены достаточно широко.

Основные  курсы дополнены факультативами “Экология для младших школьников”  и “Планета загадок”, что позволяет  полнее учитывать интересы и способности  детей, обеспечивать более широкую  и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды.

Программа “Природа и люди” З.А. Клепининой разработана на принципах классической методики естествознания: краеведческой, практической и экологической направленности и сориентирована на развитие личностных качеств ребенка, включая его эрудицию, на формирование его познавательной и практической деятельности. Основой для отбора природоведческого содержания является краеведческий принцип, принципы экологической и практической направленности, деятельностного подхода в обучении и развитии учащихся.

Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова предлагает изучение естественно-научных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Курс обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознание правил существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина предоставляет возможность для более глубокого изучения мира окружающей природы. Программа направлена на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Все темы пронизаны общими стержневыми линиями: “мир прекрасен, познаваем, раним”; “человек, в том числе и ты – ученик, – активная часть этого мира”. В содержание почти каждого урока органично включены вопросы безопасности жизнедеятельности.

Программа “Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана имеет экологическую направленность. Основной целью этого курса является воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной целостной картиной мира. Данный курс развивает у учащихся способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на Земле.

Своеобразие программ для четырехлетней начальной  школы предоставляет учителю  возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. При этом все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень требований к подготовке учащихся.

2.2 Выявление  эффективности работы учителя  по формированию научного мировоззрения  младших школьников

 

Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:

- формирование  целостного представления о природном  и социальном окружении как  среде жизни, труда и отдыха;

- развитие  умения воспринимать окружающий  мир посредством органов чувств  и познавательного интереса и  способности к причинному объяснению  при анализе фактов явлений  окружающей действительности;

- обучение  младших школьников методам познания  окружающего мира;

- воспитание  эстетического и нравственного  отношения к среде жизнедеятельности  человека.

Выполнению  этих требований способствует максимальная координация функций каждого  предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных  связей и обеспечение межпредметных  подходов.

Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения  учащихся. В научной литературе имеются  разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении  уровня сформированности мировоззрения  следует исходить из самой его  сущности, содержания и структуры. В  связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие  показатели:

- знание  учащимися важнейших понятий,  законов, теоретических обобщений,  имеющих определяющее значение  для понимания научной сущности  процессов развития природы и  общества и выработки мировоззрения;

- устойчивость  взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке  всех явлений и событий окружающей  жизни;

- проявление  учащимися своей мировоззренческой  позиции в конкретных общественных  делах, в своей деятельности  и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко  и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование  указанных критериев в какой-то мере может использовать решению  этой задачи.

Оценка  результатов

При обработке результатов контрольных  работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ  высокого (4-го) уровня соответствует  отметке "5", среднего (3-го) уровня – "4", низкого (2-го) уровня – 3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью  не выполнивших предлагаемые самостоятельные  работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Информация о работе Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников