Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:09, реферат
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Введение…………………………………………………………2
Анализ образовательной программы начальной школы
с учетом требований ФГОС…………………………………….2
Характеристика образовательной программы начальной
Школы……………………………………………………………?
Психолого-педагогические особенности реализации
образовательной программы начальной школы в
«Шипуновская СОШ»…………………………………………..?
Заключение………………………………………………………?
Список литературы……………………………………………...?
В младшей школе участниками образовательного процесса являются обучающиеся в возрасте от 6 до 11 лет, родители обучающихся и педагогический коллектив, работающий на младшей ступени и состоящий из:
(Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским работником Шипуновского ФАПа на основании Положения о сельских ФАПах).
В начальной школе работают 8 педагогов, включая учителей предметников, что составляет 50% от общего числа педагогов школы.
1 педагог имеет высшую категорию, 3 педагога имеют первую категорию, что составляет 50% от общего количества учителей начальной школы.
Повышение квалификации прошли все педагоги начальной школы, а учителя, работающие с 1 сентября в условиях новых образовательных стандартов, прошли повышение квалификации в 2010г. и в 2011г.
Начиная с 1 сентября в школе была создана Рабочая группа по созданию образовательной программы, в которую вошли учителя начальных классов («Школа России»), учителя предметники и администрация школы, План мероприятий по подготовке введения новых ФГОС начального образования, согласно которому в течение года велась систематическая работа по данному направлению, регулярно проводились семинары и консультации.
Для разработки образовательной программы были использованы инновационные разработки педагогического направления «Школа России», которые нашли свое отражение, как в предметных рабочих программах данного направления, так и в инновационных разработках отдельных педагогов таких как:
В течение учебного года
были проведены ряд семинаров
по разработке образовательной программы,
на которых обсуждались
Образовательная программа была рассмотрена и принята на Совете школы. Родители проявили искренний интерес к содержанию программы, задав ряд острых вопросов.
При переходе школы на новый ФГОС были определены этапы перехода и управленческие функции, нашедшие свое отражение в новых должностных инструкциях учителя начальной школы и заместителя директора по УВР, в Положении о промежуточной аттестации.
Для работы в условиях ФГОС все педагоги, работающие по новой образовательной программе, прошли курсы повышения квалификации. Для педагогов, реализующих образовательную программу, был разработан механизм стимулирования оплаты труда.
100% педагогов, работающих
над реализацией программы
Количество первых классов, которые переходят на ФГОС НОО с 01.09.2011
Класс |
ФИО |
Категория |
Повышение квалификации по ФГОС (дата и место) |
1 |
Кайгородова М.А. |
первая |
июнь 2011, ОМГПУ |
Наиболее значимые выступления на Методическом объединении начальных классов и на педсовете педагогов начальных классов в 2010-2011 году (Кайгородовой М.А., Патриной Г.И., Лузиной Н.С.)
Для всех учащихся первого
класса школой были закуплены
УМК в соответствии с
УМК ШКОЛА РОССИИ
Начальная школа | ||||||
Предмет |
№ по списку |
Класс |
Программа (название автор) |
Учебник (название; автор) |
Издательство |
Кол-во часов |
Русский язык |
93 |
1 |
Авторская программа «Обучение грамоте и развитие речи» Автор В.Г.Горецкий |
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука |
Просвещение 2011 |
5/165 |
Литературное чтение |
98 |
1 |
Авторская программа «Литературное чтение 1 класс» Автор Л.Ф.Климанова |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение |
Просвещение 2011. |
4/132 |
Окружающий мир |
118 |
1 |
Авторская программа «Окружающий мир» Автор А.А. Плешаков
|
Плешаков А.А. Окружающий мир 1класс, |
Просвещение 2011. |
2/66 |
Музыка |
78 |
1 |
Авторская программа «Музыка 1 класс» Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеев |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С. Музыка 1 класс, |
Просвещение 2010 |
1/33 |
Изобразительное искусство |
122 |
1 |
Авторская программа «Изобразительное искусство 1 класс» Автор Б.М. Неменский |
Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
Просвещение 2010 |
1/33 |
Технология |
376 |
1 |
Авторская программа «Технология 1» Автор Н.М. Конышева |
Н.М. Конышева «Технология». |
Ассоциация XXI век2010 |
1/33 |
Физическая культура культура |
126 |
1 |
Авторская программа «Комплексная программа по физической культуре» Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич |
Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс |
Просвещение 2010. |
3/102 |
В школьной библиотеке все педагогики могут пользоваться дополнительной литературой по введению ФГОС:
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт
2. Примерная основная
образовательная программа
3. Примерные программы
по учебным предметам.
4. Учебно-методических материалы, разработанные педагогами школы.
В библиотеке каждый учитель будет иметь возможность пользоваться компьютером, Интернетом, проектором и принтером.
ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
на основе ресурсного
и компетентностно-
(уровень созданных условий
реализации основной
общего образования, в т. ч. кадровых,
информационно-методических, материально-технических и иных условий)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество обучающей предметной деятельности
|
Качество планирования и организации уроков по предмету |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
Заместитель директора по УВР, руководитель МО, учителя-предметники |
Микроисследования |
Разработанная для каждого
микроисследования | |||
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | ||
Качество деятельности по
реализации требований по сохранению
здоровья |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей | |||
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | |||
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся | ||||
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе |
Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий в рамках образовательных программ школы | |||
Качество деятельности по
организации внешкольной |
Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. | |||
Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ |
Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ |
Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники | ||
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Мониторинг, микроисследования |
Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО | |
Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника" |
Мониторинг, тематические микроисследования |
Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.) |
Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО. | |
Качество реализации системы воспитательной работы |
Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) |
Микроисследования |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции |
Заместитель директора по ВР, руководитель МО |
Качество реализации программы воспитательной работы |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы |
Заместитель директора по ВР | |
Качество работы с родителями |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы |
Заместители директора по УВР и ВР | |
Качество научно-методической системы школы |
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития |
Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО |
Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе |
Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания | |||
Качество методической деятельности МО |
Критериальная система оценки качества методической деятельности МО | |||
Качество реализации программы педагогического эксперимента |
Критериальная система оценки ОЭР в школе | |||
Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы |
Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы | |||
Качество деятельности социально-психологической службы |
2.Характеристика образовательной программы начальной школы
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
УМК "Школа
России" включает в себя завершенные
линии учебников по всем основным предметам
начального образования:
- Обучение грамоте
и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий
В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
- Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина
Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина
В.П., Горецкий В.Г.
- Литературное чтениe. Автор Климанова
Л.Ф.
- Математика. Авторы: Моро
М.И. и др.
- Окружающий мир. Автор Плешаков
А.А.
- Изобразительное
искусство (2 линии).
Авторы: Неменская
Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс);
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских
А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова
Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
(2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова
Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).
Все учебники включены в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации,
на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям
действующего Государственного стандарта
начального общего образования; обеспечивают
преемственность с дошкольным и основным
общим образованием.
УМК создан на достижениях педагогической
науки и практики с опорой на новые теоретические
концепции; обеспечивает общие методические
подходы к преподаванию всех предметов
в начальном звене; работа по этим учебникам
позволят ребенку адаптироваться в школьном
коллективе, накопить необходимые знания
и умения для дальнейшего успешного обучения;
в полном объеме учитываются индивидуальные
особенности детей.
Главная идея программы:
“Школа России” создается в России и
для России. Программа Школа России должна
стать школой духовно-нравственного развития.
Именно такая школа будет достойна России.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности
младшего школьника, реализации его способностей,
поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы
знаний, общеучебных и предметных умений
и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению
и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков,
обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном
процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный
характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с
традициями отечественного образования.
Основной
особенностью методов и форм является
то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой
и творческой деятельности младших
школьников. Такой подход предусматривает
создание проблемных ситуаций, выдвижение
предположений, поиск доказательств, формулирование
выводов, сопоставление результатов с
эталоном. При таком подходе возникает
естественная мотивация учения, успешно
развивается способность ребенка понимать
смысл поставленной задачи, планировать
учебную работу, контролировать и оценивать
ее результат. Проблемно-поисковый подход
позволяет выстраивать гибкую методику
обучения, хорошо адаптированную к специфике
учебного содержания и конкретной педагогической
ситуации, учитывать индивидуальные особенности
детей, их интересы и склонности. Он дает
возможность применять обширный арсенал
методов и приемов эвристического характера,
целенаправленно развивая познавательную
активность и самостоятельность учащихся.
При этом демонстрируется возможность
существования различных точек зрения
на один и тот же вопрос, воспитывается
терпимость и уважение к мнению другого,
культура диалога, что хорошо согласуется
с задачей формирования толерантности.
В комплект входят учебники и учебные
пособия нового поколения, отвечающие
требованиям к современной учебной книге.
При этом в нем бережно сохранены лучшие
традиции русской школы, учитывающие известные
принципы дидактики, в частности учет
возрастных особенностей детей, постепенное
нарастание трудности в предъявлении
учебного материала и др. Авторы учебников
и учебных пособий взяли на вооружение
все лучшее, что было накоплено и апробировано
в практике отечественного образования,
доказало свою доступность для учащихся
младшего школьного возраста, гарантирует
достижение положительных результатов
в обучении и реальные возможности личностного
развития ребенка.
Комплект учебников
"Школа России" представляет собой
целостную модель, построенную на
единых концептуальных основах и
имеющую полное программно-методическое
обеспечение. При этом учебно-методическому
комплекту приданы такие качества, как
фундаментальность, надёжность, стабильность,
открытость новому, которые должны быть
неотъемлемыми характеристиками начальной
школы для того, чтобы она могла с успехом
выполнять свое высокое предназначение.
Обобщающими характеристиками
содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования
с приоритетом духовно-нравственного
развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер
образования, предусматривающий воспитание
ребенка гражданином своей страны, развивающий
чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер
образования, отвечающий новым задачам
образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования
с приоритетным вниманием к проблемам
экологической этики, воспитанию любви
и бережного отношения к природе.