Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить и обосновать педагогические условия формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Объект работы: процесс формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Предмет работы: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-6
Научный подход и проблема мотивации учения школьников………7-16
Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников……………………………………..17-23
3.Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников………………………………………………………...24-29
4.Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения…………………………………………...30-38
Заключение…………………………………………………………………...39-42
Список литературы…………………………………………………………..43-44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях общеобразовательная  школа призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место  среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания. Учение занимает практически  все годы становления личности, начиная  с детского сада и кончая обучением  в высших учебных заведениях. Получение  образования является непременным  требованием к любой личности, поэтому проблема развития положительной  мотивации учения у школьников является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под  мотивами понимают все факторы, обуславливающие  проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые  отношения друг с другом, сторон. Поэтому развитие мотивации не есть простое возрастание положительного или отрицательного отношения к  учению, а есть стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Одной из задач учителя является развитие мотивации учения. Если учителю удается  подойти к пониманию причин поведения  ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только учением  ребенка, но и их мотивами. Но задача развития мотивации учения у школьников вполне реальна. Развитие мотивации  учения немыслимо вне возраста ученика  и его специфических психологических  характеристик. Это означает, что  начиная работу по развитию положительной  мотивации учения в данном классе, у данного ученика первыми  вопросами, которыми должен задаваться учитель, являются вопросы развития мотивации именно в данном возрасте. Педагогическое управление процессом развития положительной мотивации учения у школьников осуществляется содержанием учебного материала; организацией учебной деятельности; коллективными формами учебной деятельности; оценкой учебной деятельности; стилем педагогической деятельности. Процесс развития положительной мотивации учения у школьников отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств индивидуальности. Поэтому увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы, включающей систему коррекционных и стимулирующих методов, форм и приемов работы. Актуализация рассматривает развитие у школьников нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. При этом следует иметь в виду, что нужные мотивы могут развиваться только в процессе учения. Вместе с тем надо создать в классе, в школе, в семье атмосферу, обстановку, способствующую появлению новых мотивационных установок. Изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей зависит от возрастных особенностей развития ребенка. Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника, различными методами и приемами. В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.

Таким образом, я пришла к  следующим выводам: 1. Приемами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:

- общая атмосфера в  школе и в классе;

- включенность ученика  в коллективные формы разных  видов деятельности;

- отношение сотрудничества  учителя и ученика, помощь учителя  не в виде прямого вмешательства  в выполнении задания, а в  виде советов, наталкивающих самого  ученика на правильное решение;

- привлечение учеников  к оценочной деятельности и  формирование у них адекватной  самооценки;

- занимательность изложения  материала (занимательные примеры,  опыты, факты), необычная форма  преподнесения материала, вызывающая  удивление у учащихся;

- познавательные игры, ситуации  спора и дискуссии;

- самостоятельное выполнение  учеником учебных действий, самоконтроль;

- анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной  значимости учения и использования  школьных знаний в будущей  жизни;

- умелое применение учителем  поощрения и порицания.

2. Развитию положительной  мотивации учения у школьников  способствуют специальные задания  на упрочение отдельных сторон  мотивации:

- упражнения на сотрудничество  с взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. Здесь поощряется готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому, стремление к самостоятельности;

- задания с использованием  ситуации выбора;

- упражнения на закрепление  самооценки, на решение задач  повышенной трудности;

- упражнения на устойчивость  целей;

- упражнения по снятию  тревожности и напряженности,  в укреплении положительных эмоций.

3. Развитие положительной  мотивации учения у школьников  происходит на отдельных этапах  урока:

- на начальном этапе  урока можно актуализировать  мотивы предыдущих достижений, вызвать  мотивы относительной неудовлетворенности,  усилить мотивы ориентации на  предстоящую деятельность, усилить  непроизвольные мотивы удивления,  любознательности и т. д.;

- этап подкрепления и  усиления возникшей мотивации,  на данном этапе используются  разные виды деятельности, выбирается  учебный материал по степени  трудности;

- этап завершения урока,  главным здесь является усиление  оценочной деятельности учащихся  в сочетании с дифференцированной  отметкой учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. – 158 с.
  2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. – 53 с.
  3. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 138 с. 
  4. Примерное тематическое планирование учебного материала по истории в средней школе: 10-11 кл. / сост. А. В. Ершова.  - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2002. - 83 с.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Учительская газета, 2002. -  № 31.
  6. Корягина О. П. Проблема подросткового возраста. // Классный руководитель. 2003. - № 1.
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. – 1, 13-20 с.
  9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  10. Методическое письмо об использование результатов ЕГЭ.// Преподавание истории в средней школе. – Режим доступа: http: // www.tipi.ru
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 275 с.
  12. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. - № 7.
  13. Стрелец Б. И. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя. – Благовещенск, 2002. -14 с.
  14. Толстых Т. И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития. // Психология и школа. – 2004. - № 4.
  15. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. – 97 с.
  16. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

2 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, с.97.

3 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.-96с.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 275 с.

5 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.

6  Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. С. 1, 13-20.

7  Божович Л. И. Проблема  развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

8 www.effecton.ru.

9 Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, с. 97.

10 Стрелец Б.И. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя. - Благовещенск; 2002. С. 14.

11  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2002, № 31.

12  Методическое письмо «ОБ использовании результатов ЕГЭ» 2006г. в преподавании истории в средней школе сайт http:// www.tipi.ru.

13  Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №7.

14  Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Профильный уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №8.

15  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

16 Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. – 2004, №4.

17  Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. – 2003, №1.

18 Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 138 с.

19 Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. – М.: Кошто-Центр, 2000.

20  www.psiholog-30.ucoz.ru


Информация о работе Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения