Анализ требований к деятельности педагога с целью профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Содержание

1) Общее понятие профессии педагога.
2) Содержание профессионального стандарта педагога.
3) Требования к учителю.
4) Профессиональные качества педагога.
5) Опросник "Психологический портрет учителя".
6)Факторы влияющие на состояние здоровья учителя.
7) Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства.

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность педагога.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕНГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ  ТЕХНОЛОГИИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Методика профориентационной работы»

Тема: «Анализ требований к деятельности педагога с целью профессиональной ориентации»

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

                                                                                                                 Козарь А.О. 

                                                                                    Проверил доц. Батыщев Г.Д.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

                                                           План   

1) Общее понятие профессии педагога.

2) Содержание профессионального стандарта педагога.

 3) Требования к учителю.

4) Профессиональные качества педагога.

5) Опросник "Психологический портрет учителя".

6)Факторы влияющие на состояние здоровья учителя.

7) Проблемы профотбора  и развития профессионального  мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее понятие профессии педагога.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. 
 
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

 

2.Содержание профессионального стандарта педагога. 
 
Часть первая: обучение 
 
Педагог должен: 
 
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 
 
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 
 
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 
 
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 
 
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 
 
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 
 
7. Владеть ИКТ-компетенциями. 
 
Часть вторая: воспитательная работа 
 
Педагог должен: 
 
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 
 
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 
 
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 
 
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 
 
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 
 
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. 
 
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 
 
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 
 
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 
 
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 
 
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 
 
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 
 
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 
 
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 
 
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). 
 
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 
 
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 
 
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. 
 
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности). 
 
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 
 
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 
 
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 
 
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 
 
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 
 
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 
 
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 
 
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 
 
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 
 
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 
 
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 
 
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 
 
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 
 
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 
 
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 
 
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 
 
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 
 
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 
 
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 
 
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. 
 
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе 
 
Педагог начальной школы должен 
 
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 
 
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. 
 
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. 
 
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. 
 
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 
 
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. 
 
    
3.Требования к учителю. 
Учитель должен: 
· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса. 
 
· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате. 
 
· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства. 
 
· Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации. 
 
· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции. 
 
· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые. 
 
· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. 
 
· Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка». 
 
· Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»). 
 
· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.). 
 
· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений. 
 
4.Профессиональные качества педагога.

Профессиональные качества педагога:

• социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;

• целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач;

• уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;

• желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса;

• способность не теряться в экстремальных ситуациях – умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;

• обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса;

• честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности;

• справедливость – способность действовать беспристрастно;

• современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов);

• гуманность – стремление и умение оказать ученикам квалифицированную педагогическую помощь в их личностном развитии;

• эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания;

• педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

• толерантность – терпеливость в работе с детьми;

• педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Среди негативных качеств можно назвать:

– пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанию;

– неуравновешенность – неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение;

– высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником;

– рассеянность, забывчивость, несобранность.

К профессиональным противопоказаниям относятся: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), нравственная нечистоплотность, склонность к рукоприкладству, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания, безответственность.

   Знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

К важнейшим педагогическим функциям учителя начальных классов мы отнесли следующие:

– создание педагогических условий для успешного обучения, развития, воспитания детей (функция «обучение и воспитание»);

– обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей (функция «здоровье сбережение»);

– педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»);

– самообразование;

– участие в методической, опытной, исследовательской работе (функция «научно-методическая работа»).

Перечисленные педагогические функции реализуются в структуре педагогической деятельности - в обучении, воспитании, общении, в самораскрытии личности учителя, его профессиональном росте.

 

5.ОПРОСНИК "Психологический портрет учителя".

Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

1. В воспитании важнее  всего 
а) окружить ребенка теплотой и заботой; 
б) воспитать уважительное отношение к старшим; 
в) выработать у него определенные взгляды и умения. 
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок 
а) да; б) нет; в) в зависимости от настроения. 
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю 
а) интерес; б) смущение; в) раздражение. 
4. Если класс не приведен в порядок, 
а) моя реакция зависит от ситуации; 
б) я не обращаю на это внимания; 
в) я не могу начать урок. 
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой 
а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко. 
6. Для меня важнее 
а) отношения с учениками; б) с коллегами; в) не знаю. 
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть 
а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают. 
8. Присутствие на уроке посторонних 
а) воодушевляет меня; 
б) никак не отражается на моей работе; 
в) выбивает меня из колеи. 
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 
а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) обычно. 
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей 
а) да; б) не всегда; в) нет. 
11. Во время перемены я предпочитаю общаться 
а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве. 
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении 
а) нет; б) не всегда; в) да. 
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других 
а) да; 2) нет; 3) не уверен. 
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 
а) предлагает простор для творчества; 
б) не вмешивается в мою работу; 
в) дает четкие указания. 
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного 
а) обычно; б) иногда; в) сомневаюсь. 
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы 
а) доставляют мне удовольствие; 
б) вызывают у меня чувство неловкости; 
в) не вызывают у меня особых эмоций. 
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным 
а) часто; б) редко; в) никогда. 
18. Замечания со стороны коллег и администрации 
а) меня мало волнуют; 
б) иногда задевают меня; 
в) часто задевают меня. 
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 
а) в зависимости от ситуации;  
б) предпочитаю импровизацию;  
в) всегда. 
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми. 
а) да; б) не всегда; в) редко.

 
6.Факторы влияющие на состояние здоровья учителя.


 

К факторам, которые влияют на состояние здоровья учителя, принадлежат "повышенная длительность рабочего дня, высокое психоэмоциональное напряжение, профессиональная ответственность за результаты учебно-воспитательного влиянию [1, c. 18]".

Влияют на стрессогенность профессии и конфликты, которые нередко возникают между учителями и администрацией. Среди негативных последствий подобных конфликтов В.Б.Ольшанский отмечает то, что одна минута конфликта с начальством равняется двадцати минутам следующего напряжения . Кроме того, конфликты приводят к снижению эффективности совместной деятельности.

Психология личности и профессиональной деятельности учителя  
с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества. Не ставя своей задачей рассмотреть общение учителей и учащихся во всем его многообразии (это не позволяют рамки учебника — во-первых; исчерпывающую информацию по этим проблемам можно получить из огромного арсенала литературных, психологических источников — во-вторых), остановимся на характеристике стиля педагогического руководства и его влияния на формирование личности школьника. 

7. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства. 
Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства  лишить ребенка его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он должен постоянно на него опираться и развивать. Это означает, что педагог не может быть диктатором, навязывающим ребенку имеющиеся нормы; напротив, нужно быть наставником, организующим и направляющим процесс освоения общественного опыта, принятия сформулированных обществом норм, реализации опыта общественного и выработки собственного   опыта.  
Педагог как субъект деятельности, с одной стороны, должен в совершенстве владеть предметом, которому учит (чтение, письмо, математика, физика, биология, литература, труд и пр.), и не просто владеть, а быть увлеченным своим предметом, способным заинтересовать им других, раскрыть перед молодыми людьми тайны мастерства. Без этого истинный авторитет учителя невозможен. С другой стороны, он выступает как руководитель для личности или группы. В этом качестве предметом его деятельности становятся люди с присущими им индивидуально-психологическими особенностями, позициями, а также различным предшествующим опытом. Иными словами, кроме субъект-объектных отношений, для педагога одновременно важны субъект-субъектные отношения, предполагающие наличие активного взаимодействия, а порой и сопротивления. В его деятельности обе пары взаимодействия имеют большое значение. Для успешного обучения и воспитания ребенка нужно не просто хорошо знать свой предмет, но и уметь понимать и чувствовать обучаемого. Если учитель относится к школьнику как к объекту педагогического воздействия (что не столь уж и редко встречается в практике педагогической деятельности), то это приводит к навязыванию норм действия и поведения, к подавлению индивидуальности, формированию нетворческой личности и к стремлению молодежи выйти из-под такого давления, найти те системы отношений, в которых можно реализовать свою индивидуальность.  
Требования к педагогу определяются самой сущностью деятельности — необходимостью воспитать гражданина и труженика. Педагогическая деятельность не терпит шаблона, штампа, стандарта и, следовательно, предполагает постоянное совершенствование. Обязательным условием ее успешности является углубление и расширение знаний и об учебном предмете, и об ученике, и о самом себе, своих личностных и профессиональных качествах, облегчающих   или   затрудняющих   работу.

Информация о работе Анализ требований к деятельности педагога с целью профессиональной ориентации