Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:59, реферат
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
Введение 2
1. Арт-терапия: история и современность 4
2. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования 7
3. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования 10
4. Практические примеры арт-терапевтических технологий 14
5. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике 17
Заключение 20
Список источников 21
Особенно ценно положительное
влияние арт-терапии на детей
с проблемами в развитии. Еще Л.С.
Выготский в своих
Так, занятия изобразительной
Катарсис неразрывно связан с художественным
восприятием, которое представляет
собой сложнейшую работу чувств, мыслей,
воображения, воспринимающего произведение
искусства. Поэтому дети, особенно с
проблемами в развитии, не всегда готовы
к этой работе. Необходимо обучить
детей приемам восприятия художественного
произведения, т.к. восприятие детей
с отклонениями в развитии имеет
свои особенности, обусловленные природой
и характером нарушения. Общение
с произведением искусства
Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.
Методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Искусство представляет ребенку практически
неограниченные возможности для
самосовершенствования и
Последние годы отмечены возросшим
интересом специалистов к механизму
воздействия искусства на ребенка
с проблемами в развитии в процессе
воспитания и обучения, поэтому современная
специальная психология и педагогика
в значительной степени ориентирована
на использование в коррекционной
работе различных видов искусства,
как важного средства воспитания
гармоничной личности ребенка. Искусство
положительно влияет на ЦНС, что подтверждает
в своих работах известные
психиатры А.Л.Гросман и В.
В последнее время выделяется несколько
направлений коррекционной
Отмечая необходимость формирования
культуры у детей, имеющих различные
проблемы в развитии, Л.С.Выготский
указывал в частности на необходимость
создания специальных способов, средств
и условий, обеспечивающих развитие
детей с разными отклонениями.
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец,
Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский
и другие ученые так же отводят
искусству огромную роль в формировании
личности ребенка. Они в своих
работах отмечали, что приобщение
ребенка к искусству, «погружение»
его в мир единства чувств и
мыслей, преобразующих человека, обогащает
его, раскрывает творческий потенциал.
Таким образом, нельзя решать актуальные
проблемы современности вне искусства
– мощнейшего средства воспитания
и образования. В этой связи назрела
насущная потребность в дальнейшем
развитии такой дисциплины, как арт-педагогика,
ее отделение от чисто психотерапевтического
сегмента, а так же включение спецкурсов
по арт-педагогике и арт-терапии
в систему подготовки специалистов
образовательной и культурно-
Итак, исследования в области применений
технологий арт-терапии в арт–педагогике
показывают, что искусство развивает
личность, расширяет общий и
В этой связи детальное
изучение и развитие арт-педагогики
и арт-терапии может стать
1 Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
2 Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
3 Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
4 Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
5 Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.