Наиболее эффективная
форма работы по восстановлению контактов
со школой и семьей – организация
педагогической и психологической
помощи и поддержки ребенку или
семье (консультирование, индивидуальный
подход к обучению и воспитанию ребенка,
родительский всеобуч правового
характера и т.п.). Совместная деятельность
педагогов, родителей и детей
является успешной, если все положительно
настроены на совместную работу, действуют
сообща, осуществляют совместное планирование,
подводят итоги деятельности. Направления
работы образовательного учреждения по
профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает
в себя диагностику детско-родительских
отношений, типа семьи, оказание различных
видов помощи и поддержки семье,
постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностика
и изучение личностных особенностей
личности, создание «ситуации успеха»,
педагогическая помощь и поддержка,
щадящий режим обучения.
Так же необходима работа с
педагогическим коллективом образовательного
учреждения и заниматься повышением
педагогической культуры родителей.
Профилактика безнадзорности
будет эффективна, если создавать
условия для успешности ребенка
в учебной деятельности и эмоционально
позитивную систему отношений со
сверстниками, родителями, учителями
(Мустаева Ф.А. Основы
профилактики безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних.
– М., 2003.)
Также несовершеннолетний должен
быть психологически и социально
защищен (знать свои права и обязанности,
их соблюдение всеми участниками
учебно-воспитательного процесса, психологическое
и социальное равенство всех детей
в стенах одного образовательного учреждения,
исключение дискриминации по любому
признаку).
Для предупреждения безнадзорности
в школе необходима целенаправленная
работа с родителями как групповая,
та и индивидуальная. К индивидуальным
формам можно отнести беседы с
родителями, рекомендации и консультации
по вопросам воспитания и обучения
ребенка, посещение семьи, которое
позволяет лучше узнать условия,
в которых живет ребенок; а
иногда предпринять определенные меры
для их улучшения.
Социальный педагог всегда
остается на стороне ребенка, стремится
не приспособить безнадзорного к
окружающей среде, а помочь ему самому
приспособиться к ней с минимальными
потерями.
Работу социального педагога
с безнадзорными и беспризорными
детьми можно разделить на два
направления – это профилактическое
и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность
социально-педагогической деятельности
с этими детьми включает в себя:
- Работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
- Своевременную коррекцию семейных отношений;
- Поиск форм занятости детей в свободное время;
- Формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
- Постановка детей на социально-педагогический учет;
- Патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное
направление предполагает скорую социально-педагогическую
помощь, такую как:
- Постановку ребенка на учет;
- Экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
- Диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
- Решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
- Информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
- Состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
- Организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
- Разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
(Кузнецова, Л.П. Основные
технологии социальной работы: Учебное
пособие.- Владивосток, 2002.)
Следует остановиться на методах
работы школьного социального педагога
по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:
- Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
- Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
- Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
- Опрос - это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
- Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
- Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
- Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).
- Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.
- Метод экспертной оценки – основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
- Метод консультирования – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.
- Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
- Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
- Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. (Сапрыгина, Н. Социально-психологическое сопровождение подростков с дезадаптацией в условиях открытой сменной школы // Социальная педагогика.- 2008. - №1.- С. 57-62.)
Таким образом, социальный педагог
может использовать разнообразные
методы работы в рамках профессиональной
деятельности, так как они развивают
у детей личность и воспитывают
ее. Кроме этого социальному педагогу
необходимо учитывать индивидуальные
особенности и уровень воспитанности
подростков. Так как на основе психологической
характеристики подростка социальный
педагог использует определенные методы
работы с ним.
Для эффективности процесса
социально-педагогического взаимодействия
социального педагога с беспризорными
и безнадзорными подростками, необходимо
привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, образуемые в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, органы управления
социальной защитой населения, органы
управления образованием, органы опеки
и попечительства, органы по делам
молодежи, органы управления здравоохранением,
органы службы занятости, органы внутренних
дел. (Сафин, В. Ф. Психические отклонения
в развитии детей и методы их психокоррекции.
– 2-е изд. Перераб., доп. – Уфа, 2001.
)