Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми. Задачи: 1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев. 3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6 1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6 1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15 Выводы по первой главе………………………………………………….22 Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23 2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23 2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32 Выводы по второй главе………………………………………………….37 Заключение………………………………………………………………..38 Список используемой литературы……………………………………….41
Глава 2. Методические
аспекты использования белорусских народных
игр как средства формирования патриотических
чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ состояния
изучаемой проблемы в практике
работы в учреждениях дошкольного образования
Цель практической работы –
экспериментальным путем определить влияния
ознакомления детей с белорусскими народными
играми на воспитание любви к родному
краю.
Гипотеза: ознакомление старших
дошкольников с белорусскими народными
играми выступает одним из средств, способствующих
эффективному патриотическому воспитанию.
База исследования: ГУО «Ясли-сад
№24 г.Волковыска», старшая группа №6. Выборку
испытуемых составили 20 воспитанников
старшей группе в возрасте 5,5-6,5 лет.
Экспериментальное исследование
проходило в ряд этапов:
– 2-ой – формирующий эксперимент:
разработка и апробирование системы педагогической
работы с дошкольниками по патриотическому
воспитанию с использованием различных
народных игр;
Итак, начальный этап работы
предполагал сбор данных о состоянии нравственно-патриотического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста. Для этого нами была использована
специальная диагностическая карта, с
помощью которой были изучены следующие
показатели:
– название города; дом, адрес,
адрес детского сада; достопримечательности
родного города; герб города, его автор
(родной город символика);
– предметы быта, жилище человека;
русские народные традиции; народные умельцы
города; народные игрушки, промыслы (история
народной культуры, традиции);
– природные богатства города;
любимый уголок природы; животные нашей
республики; растительный мир (историко-географический
и природный компоненты);
– отношение к окружающей природе;
забота о своих близких; умение управлять
своими чувствами; умение анализировать
свои чувства и поступки (личностный компонент).
Уровни оценки усвоения материала
по нравственно-патриотическому воспитанию
были определены нами в ходе наблюдения
за детьми в повседневной жизни группы
(в быту, на занятиях, в игровой деятельности):
– высокий: ребенок знает своё
имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи,
место работы родителей; проявляет активный
познавательный интерес к прошлому и настоящему
своего народа, своей семьи, родного города.
Знает некоторые сведения об его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях.
Проявляет интерес к стране, в которой
живёт. Выражает положительное отношение
к миру, к своему городу, дружбе, ко всему
живому. Правильно понимает эмоциональное
состояние других, активно выражает готовность
помочь. Нацелен на самостоятельность.
– средний: ребенок знает своё
имя, фамилию. Может назвать членов семьи.
Выражает интерес к прошлому и настоящему
своего народа, семьи, города. Имеет представления
о природных богатствах края, достопримечательностях
города. Внимателен к эмоциональному состоянию
других, проявляет сочувствие. По-доброму
относится к людям, живой природе. Осуществляет
элементарный самоконтроль.
– низкий уровень: ребенок знает
своё имя, фамилию. Затрудняется ответить
на вопрос, где работают и чем занимаются
родители. Имеет некоторые представления
о прошлом своего народа, его культуре.
Проявляет неустойчивый интерес к истории
своего города, его достопримечательностям.
Слабо ориентируется в эмоциональных
состояниях окружающих, наряду с добрыми
поступками часто наблюдаются проявления
негативного поведения и отношения к окружающему
миру.
Так, результаты наблюдения
свидетельствуют о следующем (см. Приложение
1).
При изучении такого компонента,
как знание родного города, символики,
оказалось, что дети старшего дошкольного
возраста лучше всего знают название города
(100%).
При этом несколько затрудняются
при формулировке ответа на вопрос о собственном
адресе (55%), адрес же дошкольного учреждения,
которое они посещают, вызывает у них значительные
затруднения.
Достопримечательности города
дети (40%) чаще называют те, которые непосредственно
посещали на различные праздники, например,
9 мая, некоторые также обозначают мелкие
архитектурные сооружения.
И никто из детей не знает изображения
герба города, а также автора его создателя
(100% детей затруднились дать ответ).
При диагностике такого
критерия, как знание истории
народной культуры, традиций, дети чаще
не владели информацией. Так, лучше всего
дети называли атрибуты жилища и быта
человека – 85% (видимо, некоторые воспитанники
имеют опыт общения с бабушками и дедушками
в деревне, где остались сохранными многие
из данных атрибутов).
Также около 35% опрошенных были
в состоянии назвать белорусские народные
традиции, например, на Пасху освещать
куличи и др. Однако при этом 45% детей не
смогли ответить на данный вопрос.
На вопрос о народных умельцах
города преимущественное большинство
детей не смогли ответить на данный вопрос:
у 90% воспитанников отсутствовал ответ.
И лишь два ребенка (10%) назвали художников
и руководителей студий.
Частичные знания у детей выявлены
также при диагностике такого критерия,
как народные игрушки и промыслы: 30% опрошенных
смогли назвать ткачество, вышивку, бисероплетение
(эти девочки посещают данные кружки и
студии); 65% детей не смогли назвать ни
одного известного им народного промысла.
При диагностике личностного
компонента нравственно-патриотического
воспитания дошкольников оказалось, что
здесь дети в более значительной степени
демонстрируют владение знаниями, умениями
и навыками. Так, 85% опрошенных считают
необходимым заботиться о своих близких,
но также и об окружающей среде (75%).
При этом незначительные затруднения
старшие дошкольники испытывают в ходе
управления своими эмоциональными состояниями
(успешно с этим справляются лишь 60% детей)
и анализа чувств и поступков (успешно
справляются с задачей 45% опрошенных).
И наконец, результаты диагностики
историко-географического и природного
компонента дети также демонстрировали
положительное отношение к природе. Так,
преимущественное большинство детей (90%)
знают животных наших лесов, нашего края,
выражают желание бережного ухода с ними.
Сознательное отношение к растительному
миру выражено у старших дошкольников
в меньшей степени: лишь 55% опрошенных
считают необходимым бережно относиться
к деревьям, кустарникам, цветам. Видимо,
данный факт объясним тем, что не всегда
дошкольник воспринимает растение как
живое существо, считает его неодушевленным.
Многие дети (80%) назвали свой
любимый уголок в городе, на природе.
Приведенные данные представлены
в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты
диагностики нравственно-патриотического
воспитания детей на этапе констатирующего
эксперимента
№ п/п
Критерий оценки
Уровни развития
высокий
средний
низкий
1
название города
20 (100%)
–
–
2
дом, адрес, адрес детского сада
6 (30%)
11 (55%)
3 (15%)
3
достопримечательности родного
города
8 (40%)
7 (35%)
5 (25%)
4
герб города, его автор
–
–
20 (100%)
Итого
42%
23%
35%
5
предметы быта, жилище человека
17 (85%)
3 (15%)
–
6
белорусские народные традиции
7 (35%)
9 (45%)
4 (20%)
7
народные умельцы города
–
2 (10%)
18 (90%)
8
народные игрушки, промыслы
1 (5%)
6 (30%)
13 (65%)
Итого
31%
25%
44%
9
природные богатства города,
области
8 (40%)
10 (50%)
2 (10%)
10
любимый уголок природы
16 (80%)
4 (20%)
–
11
животные нашей республики
18 (90%)
2 (10%)
–
12
растительный мир
11 (55%)
7 (35%)
2 (10%)
Итого
66%
29%
5%
13
отношение к окружающей природе
15 (75%)
5 (25%)
–
14
забота о своих близких
16 (85%)
3 (15%)
1 (5%)
15
умение управлять своими чувствами
12 (60%)
8 (40%)
–
16
умение анализировать свои
чувства и поступки
9 (45%)
9 (45%)
2 (10%)
Итого
66%
31%
3%
Итак, диагностика нравственно-патриотического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста показала, что дети слабо владеют
знаниями о народных промыслах и ремеслах
Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной
степени информированы о символах родного
города.
Однако у опрошенных при этом
выявлено положительное отношение к окружающему
растительному и животному миру; дети
заботятся о своих близких, однако недостаточно
умеют управлять своими эмоциями, регулировать
свое поведение (последнее, на наш взгляд,
объяснимо возрастом испытуемых: дошкольники
еще не в состоянии сознательно управлять
своей жизнью, часто зависят от воспитательных
воздействий взрослого).
Однако нами была предпринята
попытка повысить уровень патриотической
воспитанности детей с помощью проведения
с детьми старшего дошкольного возраста
народных игр и их элементов.
Содержание данной работы представлено
далее.
2.2 Содержание
и методика патриотического воспитания
старших дошкольников на основе
ознакомления с белорусскими народными
играми
При разработке содержания
программы работы воспитателя старшей
группы с детьми старшего дошкольного
возраста по воспитанию у последних патриотических
чувств автор курсовой работы использовала
белорусские народные игры, содержание
которых было разбито по направлениям
(см.Приложение 2):
– народные игры, в которых
принято было играть во время проведения
обрядовых праздников, посвященных разным
циклам земледельческого календаря (содержание
игр предоставлено родителям в информационном
уголке группы для проведения в домашней
обстановке);
– описание белорусских народных
игр в повседневной жизни группы детского
сада (в групповой комнате и на участке
группы);
– считалки и скороговорки
к народным играм.
Неоценимым национальным богатством
являются календарные народные игры. Они
вызывают интерес не только как жанр устного
народного творчества. В них заключена
информация, дающая представление о повседневной
жизни наших предков – их быте, труде,
мировоззрении. Игры были непременным
элементом народных обрядовых праздников.
К сожалению, народные игры сегодня почти
исчезли из детства. Хотелось бы сделать
их достоянием наших дней.