Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми. Задачи: 1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев. 3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6 1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6 1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15 Выводы по первой главе………………………………………………….22 Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23 2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23 2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32 Выводы по второй главе………………………………………………….37 Заключение………………………………………………………………..38 Список используемой литературы……………………………………….41
Так, например, с детьми были
проведены следующие игры, посвященные
обрядовым праздникам и разным циклам
земледельческого календаря: «Зимние
святки», «Новый год», «Рождественский
сочельник» и др.
Непосредственно с детьми в
повседневной жизни ДУ проводились такие
народные белорусские игры, как: «Пастух
и стадо», «Муха», «Ручеек», «Пирог», «Капуста»
и др. Кроме того, некоторые из названных
игр проводились музыкальным руководителем
с детьми во время музыкальных занятий
и развлечений.
Практически каждая игра начиналась
с выбора водящего. Чаще всего это происходит
с помощью считалки. Считалка обнаруживает
свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться
идет из быта взрослых. Перед предстоящим
делом в прошлом зачастую прибегали к
счету, чтобы узнать, удачно или неудачно
завершится задуманное. Этому придавали
необычайную важность, так как полагали,
что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались –
стали пересчитываться и дети. Ведь многие
детские игры имитируют серьезные занятия
взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц,
уход за посевом и др. В Приложении 2 представлено
также содержание различных считалок
для детей.
Есть игры, в которых играющие
делятся на команды. Чтобы при этом не
возникало споров, использовались сговорки:
«кого выбираешь?», «что выбираешь?», «что
возьмешь?».
Проводимая работа на доступном
детям уровне знакомила их с народными
играми, народным календарем, основами
православной культуры, традициями, бытом,
обычаями белорусского народа, крестьянским
трудом, способствовала развитию познавательных
способностей у детей, формированию высокой
нравственности, воспитывала любовь к
Отечеству, уважение к предкам, интерес
к самобытной белорусской культуре.
Кроме того, в ходе игровой деятельности
решался ряд частных задач:
Создана система работы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры,
через белорусские народные подвижные
игры.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный
процесс через проведение белорусских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывался интерес и любовь к белорусской национальной культуре,
народному творчеству, обычаям, традициям,
обрядам, народному календарю, к народным играм и т.д.
Формирующий эксперимент предполагал
также работу с родителями:
а) в уголки групп размещено
содержание белорусских народных игр,
названных выше;
б) проведено родительское собрание
на тему: «Народные игры. Их роль в развитии
дошкольника» (см.Приложение 3).
По окончании формирующего
эксперимента с детьми снова была проведена
диагностика по определению уровней нравственно-патриотического
воспитания дошкольников. Результаты
повторной диагностики представлены в
следующем параграфе.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Результаты итогового наблюдения
позволили сделать следующие выводы (см.
Приложение 4).
Дошкольники, как и прежде, знают
название родного города, однако при этом
владеют информацией о своем адресе, достопримечательностях
города, в котором они живут. При этом большинство
опрошенных детей назвали изображения
герба города, а также его автора.
Также дошкольники стали более
информированными относительно культурной
истории Беларуси: 80% опрошенных знают
народные белорусские традиции, 65% – разнообразие
народных игрушек и промыслов. Все
100 воспитанников старшей группы №1 знают
предметы быта и жилища человека.
Как и на начальном этапе эксперимента,
дети показали заинтересованное положительное
отношение к природе, однако сейчас они
уже более осознанно воспринимают объекты
растительного и животного мира, природные
богатства города и республики в целом.
Личностный компонент патриотического
воспитания также претерпел определенные
изменения: дошкольники по-прежнему осознают
необходимость заботливого отношения
к близким и родным людям, однако сейчас
это осознание стало более выраженным
и очевидным. Повысилось стремление осознанного
отношения к окружающей действительности.
Приведенные данные представлены
в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты
диагностики нравственно-патриотического
воспитания детей на этапе контрольного
эксперимента
№ п/п
Критерий оценки
Уровни развития
высокий
средний
Низкий
1
название города
20 (100%)
–
–
2
дом, адрес, адрес детского сада
13 (65%)
6 (30%)
1 (5%)
3
достопримечательности родного
города
12 (60%)
6 (30%)
2 (10%)
4
герб города, его автор
15 (75%)
4 (20%)
1 (5%)
Итого
75%
20%
5%
5
предметы быта, жилище человека
20 (100%)
–
–
6
белорусские народные традиции
16 (80%)
4 (20%)
–
7
народные умельцы города
9 (45%)
7 (35%)
4 (20%)
8
народные игрушки, промыслы
13 (65%)
7 (35%)
–
Итого
72%
23%
5%
9
природные богатства города,
области
14 (70%)
6 (30%)
–
10
любимый уголок природы
18 (90%)
2 (10%)
–
11
животные нашей республики
18 (90%)
2 (10%)
–
12
растительный мир
14 (70%)
5 (25%)
1 (5%)
Итого
80%
19%
1%
13
отношение к окружающей природе
16 (80%)
4 (20%)
–
14
забота о своих близких
17 (85%)
3 (15%)
–
15
умение управлять своими чувствами
14 (60%)
6 (40%)
–
16
умение анализировать свои
чувства и поступки
11 (55%)
8 (40%)
1 (5%)
Итого
70%
29%
1%
Итак, дети старшей группы №1
владеют представлениями родном городе,
народной культуре и белорусских традициях,
развиты историко-географический и природный,
а также личностный компоненты патриотической
воспитанности.
Однако сравним результаты
диагностики нравственно-патриотического
воспитания, полученные на начальном и
заключительном этапах эксперимента.
Так, сравнительный анализ результатов
изучения представлений старших дошкольников
о родном городе, символике представлены
в диаграмме 2.1.
Рисунок 2.1 – Сравнительный
анализ результатов диагностики представлений
о родном городе, символике
Так, высокий уровень повысился
на 33%, средний уровень стал встречаться
на 3% реже, низкий уровень – на 30% реже,
то есть у детей обогатились знания о символике
города, изображении его гимна, о достопримечательностях.
Сравнительный анализ результатов
изучения представлений старших дошкольников
об истории народной культуры, традиций
представлены в диаграмме 2.2.
Рисунок 2.2 – Сравнительный
анализ результатов диагностики представлений
об истории народной культуры, традиций
Так, высокий уровень представлений
о народных традициях стал встречаться
на 41% чаще по сравнению с результатами
констатирующего эксперимент; средний
уровень стал встречаться на 2% реже, низкий
уровень – на 39% реже, то есть у детей повысился
уровень знаний о народных белорусских
промыслах и традициях, народных мастерах,
а также белорусских игрушках.
Сравнительный анализ результатов
изучения представлений старших дошкольников
об историко-географических и природных
компонентах представлены в диаграмме
2.3.
Рисунок 2.3 – Сравнительный
анализ результатов диагностики представлений
об историко-географическом и природном
многообразии
Здесь также прослеживается
обогащение представлений детей о многообразии
животного и растительного мира, а также
осознанное отношение к нему: высокий
уровень стал встречаться на 14% чаще, средний
– на 10% реже и низкий остался на том же
уровне.
Сравнительный анализ результатов
изучения личностного компонента патриотического
воспитания у старших дошкольников представлены
в диаграмме 2.4.
Рисунок 2.4 – Сравнительный
анализ результатов диагностики личностного
компонента патриотической воспитанности
у старших дошкольников
Так, высокий уровень развития
личностного компонента стал встречаться
на 16% чаще по сравнению с результатами
констатирующего эксперимент; средний
уровень стал встречаться на 2% реже, низкий
уровень – также на 2% реже.
Итак, работа по повышению уровня
патриотической воспитанности детей старшей
группы №6 с использованием народных игр
принесла положительный результат: улучшились
результаты изучения всех компонентов
нравственно-патриотической воспитанности
испытуемых.
Поэтому гипотезу курсовой
работы считаем доказанной.
Выводы по второй
главе
По результатам экспериментального
исследования можно сделать следующие
выводы:
Начальная диагностика нравственно-патриотического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста показала, что дети слабо владеют
знаниями о народных промыслах и ремеслах
Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной
степени информированы о символах родного
города. Однако у опрошенных при этом выявлено
положительное отношение к окружающему
растительному и животному миру; дети
заботятся о своих близких, однако недостаточно
умеют управлять своими эмоциями, регулировать
свое поведение (последнее, на наш взгляд,
объяснимо возрастом испытуемых: дошкольники
еще не в состоянии сознательно управлять
своей жизнью, часто зависят от воспитательных
воздействий взрослого).
Формирующий эксперимент предполагал
работу, проводимую по следующим направления:
проведение родителями народных игр, в
которых принято было играть во время
проведения обрядовых праздников, посвященных
разным циклам земледельческого календаря;
проведение белорусских народных игр
в повседневной жизни группы детского
сада; использование в работе считалок
и скороговорок к народным играм. Работа
с родителями: а) в уголки групп размещено
содержание белорусских народных игр;
б) проведено родительское собрание на
тему: «Народные игры. Их роль в развитии
дошкольника».
Сравнительный анализ результатов
констатирующего и контрольного этапов
эксперимента свидетельствует о том, что
работа по повышению уровня патриотической
воспитанности детей старшей группы №6
с использованием народных игр принесла
положительный результат: улучшились
результаты изучения всех компонентов
нравственно-патриотической воспитанности
испытуемых.