Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка
Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Главной зада-чей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший- путь вел к объективному духу — божественному разуму.[1,с.19]
Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ(470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.
Достижение цели
воспитания возможно через
Ученик Сократа, философ Платон(427–347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским учением об особом интеллектуальном мире – мире идей. По мысли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Исходя из этого сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека. Таким образом, в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности. .[2,с.14]
СПАРТА
(воспитание осуществляет
Цель воспитания — подготовка воинов.[1,с.24]
В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.
Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.[6]
АФИНЫ
Цель воспитания —всестороннее гармоническое формирование личности.[1,с.25]
В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер.[6]
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.)
Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.
В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.
Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.
Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история.
Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением.[6]
Римско-италийское воспитание: основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников. Домашнее воспитание. Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.[1,с.26]
Представителями древнеримской педагогической мысли является Цицерон, Сенека, Квинтилиан.
Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.)
был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и
педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» говорил, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил
своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон
обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических
актеров.[3,с.42]
Выдающийся политический деятель, оратор, писатель. Изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум. Страстный поклонник греческой культуры, почитатель Гомера.
Высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема — формирование оратора.[1,с.27]
Луций Анней Сенека (около IV в. до н.э.) –
философ и оратор эпохи императорского Рима – считал
главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его педагогические идеи тесно
переплетены с этикой стоиков. Основным предметом школьного обучения ему представлялась
философия. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией,
которая является и главным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы
нравственного воспитания рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы»,
«Нравственные письма к Луцилию», где изложена программа нравственного совершенствования
человека. Основным методом воспитания он считал побуждение человека к самодвижению к
божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание.[3,с.43]
Римский политический деятель, философ и писатель.
Начальное образование получил в семье, риторическое и философское — в Риме.
Проповедовал стоицизм и анархизм. Был воспитателем Нерона.
Критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям.
Педагогика должна пребывать в теснейшем объединении с этикой и ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения».
Основатель эмпирического направления в образовании.
«Мы лучше всего научаемся сами, обучая других». «Результат достигается скорее примером, чем наставлением».
Как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования [1,с.27].
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ(ХIV—ХVIII вв.).
Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.
Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение. Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей.[6]
ВОСТОК
Восточные мыслители средневековья - ИБН-СИНА, РУДАКИ АБУЛХАСАН, СААДИ-МУС-
ЛИХИД и др.
АБУНАСЫР МУХАММЕД АЛЬ-ФАРАБИ (873-950)
«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гуманист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания.
Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогическом и образовательном деле.
Использование двух педагогических методов при воспитании:
1. «МЯГКИЙ» (если воспитуемые проявляют желание к изучению науки и ремесла).
2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание).
Цель учителя, использующего эти методы, — подготовить своих учеников к поискам путей к достижению счастья.[1,с.32]
ВИЗАНТИЯ
(V в. до н. э. - XV в.)
Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры.[1,с.40]
Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший ■ \ классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. • В Византии не существовало социальных ограничений на получение
образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Представители педагогической мысли в Византии:
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Раннее средневековье |
Высокое средневековье |
АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двух-ступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изучения последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дисциплинированно и строго логически. |
ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?) строгость и требовательность. «В любви к ним (детям) нужно проявлять меру и разум». Призывал родителей строго контролировать детей. Жесткая дисциплина с возможными те¬ лесными наказаниями. Воспитатель во имя любви к ребенку не дол¬ жен уступать его злой воле, терпеть его плохие поступки, нехорошие игры, т. к. ребенок быстро приучается к дурному. |
АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концепциям и сложным оборотам. Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания. |
[1,с.41-42]
ВОСПИТАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ(ХIV—ХVI вв.).
В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и проявлению светских знаний. Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».[6]
Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития