Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка
Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи
субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не
существует».
Необходимость точного индивидуального подхода.
Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или
коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви,
уважения.
Принципы воспитания
- уважения труда познания ребенка;
- уважения неудач и слез ребенка;
- уважения собственности ребенка;
- уважения тяжелой работы роста;
- уважения самобытности ребенка;
- паритетности взаимоотношений;
- безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);
- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
- безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику.
Направление в педагогике – гуманистическое
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Все, что достигают дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно. [1,с.147]
СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА
Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания. [6]
ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)
Разработал новый исследовательский метод в педагогике — эксперимент, характеризующийся единством трех главных особенностей: цельности, коллективного творчества, длительности.
Педагогика строилась на следующих основаниях: — любовь к ребенку — как сила, способная влиять на духовный мир др. человека; — защитное воспитание — защищать ребенка от окружающего его зла; — понимание ребенка — как сущность воспитания; — учить учиться — как ведущая задача обучения. Ввел понятие: духовная жизнь ребенка—способность ребенка к само-воспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие на основе «гармонии трех начал: надо, трудно и прекрасно».
Идеи коллективного воспитания, но с большим акцентом на внимание к отдельному ребенку. Мысль об огромном значении в воспитании природы и красоты. [1,с.164]
[1,с.168]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX В. НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.
Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все знания о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, религии.
Природа человека: многофакторный подход к проблеме истоков и движущих сил индивидуального развития.
Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак
Естественнонаучное течение
Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую базу педагогики, сопряженная с игнорированием общественных наук.
Человек как биологический феномен.
Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к тотальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее психологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).
Социологическое течение
Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание как на ее источник.
Человек как продукт среды.
Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.
Философское и «опытническое» течение
Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.
Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывается в процессе жизнедеятельности.
Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед,
Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выдвигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия.
Человек как носитель образа Божия.
Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.
Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надлежащее свое осмысление педагогика может найти только на почве религии.
Тоталитарное течение
Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья.
Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воздействия.
Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.
Цель разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась классовая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс
{по материалам Б.М. Бим-Бада)
[1,с.169-171]
Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан. С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:
1) изучить опыт предыдущих
2) обогатить и приумножить этот опыт;
3) передать его следующему
Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки. Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Практика показывает, что люди должны уметь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии возможна лишь при условии, что демократия будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача является серьезной проблемой. [5]
Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции. [3, 7]
Список литературы:
XX в.: Учебное пособие для
педагогических учебных
Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития