Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования - отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Содержание

Введение 3
1. Трудовая занятость и её обеспечение
1.1Формы трудовой занятости…………………………………………………… 5
2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт………..........................6
2.1. Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования .10
Заключение …17
Список использованной литературы ..19

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫШЬ ТВОЕЕЕЕЕ ТУТ!!!!.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Трудовая занятость и её обеспечение 4

1.1Формы трудовой занятости……………………………………………………  5

2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт………..........................6   

2.1. Взаимодействие рынка труда и системы                                        профессионального   образования .10

Заключение …17

Список использованной литературы ..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

      При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый в истории России Закон о занятости населения – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально  ориентированной рыночной экономики. Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное  использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что  предполагает его государственное  регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого  сектора социальных и правовых услуг. Политика занятости должна, по существу, обрести новые направления и  приоритеты. Необходимо сохранить и  до известных пределов повысить уровень  занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей  силы. Речь идет о задаче законодателя по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывая возможности государственных инвестиций.

Основы такого рынка уже  заложены: ликвидирована монополия  государства на использование рабочей  силы, расширены правовые возможности  её мобильности, возникли гибкие формы  организации и оплаты труда и  т.д. Но и очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы – характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в     экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда. В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким-то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.

 
1. Трудовая занятость и ее обеспечение  

       Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Занятость – это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные  и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев  классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные  формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Трудовая занятость – это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения  видно, что нужно различать, в  свою очередь, как минимум два  вида (подвида) трудовой занятости (в  зависимости от ее цели). Каждый из них  имеет свои формы. Так, основными  формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение  домашнего хозяйства и другое.

.

      

 

1.1 Формы трудовой занятости

 Формы трудовой занятости в экономическом значении – это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Приведенное определение  трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и  понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения  в сфере общественного и личного  труда и т. д. Если потребность  удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в  действующем законодательстве. Употребляется  он и в литературе, однако практически  почти нигде не расшифровывается.

С экономической точки  зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или  непосредственная занятость, то есть использование  рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости  в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов – непрерывные процессы, которые  идут одновременно и без которых  невозможно понять собственно занятость.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости  понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно  к приведенной структуре занятости  в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости  в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется  единством его фаз – производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение  с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей  силы в совокупности представляют собой  формирование рабочей силы. А вот  с позиций механизма государственно-правового  воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент – только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой  рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Конечно, отнесение к категории  «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение  и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства  рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению  занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования  рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой  занятости в процессе использования  трудовых ресурсов.

 
2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт.

      Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Внимание, уделяемое зарубежными  странами активным программам на рынке  труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех  мероприятий активной позиции занятости  на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также  краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке  труда России. Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.

Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение  встречи покупателей и продавцов  рабочей силы. Предприниматель с  вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет  право попросить о нем в  бюро, для чего он должен заполнить  регистрационный лист. Служащие агентства  проводят первоначальный отбор, ставя  в соответствие запросы и регистрационные  листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный  также может отказаться от предложенного  ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству  бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система  сбора и обработки данных построена  на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где  агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия  на тему «Как искать работу», на которых  обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения  при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место. Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.Что касается основных принципов работы российской службы занятости, то они соответствуют международной практике. Как и бюро по трудоустройству в зарубежных странах, российские органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства. Мероприятия, проводимые нашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц, оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее место. Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости зарубежных стран, с которыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России, прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствие надежных информационных систем, включая необходимую технику, программное обеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этих условиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества при помощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы, имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочих широких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразные ярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному, производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынке рабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категории населения. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средства массовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальных бюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов, помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычно сопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасается потерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочей силы. Программы профессиональной подготовки и переподготовки, как признают многие ученые, - это главное направление активной позиции занятости на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы.Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.

Информация о работе Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования - отечественный и зарубежный опыт