Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа
Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.
Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков
1.1 Наркомания как социальная и медицинская проблема
1.2 Причины наркомании среди детей и подростков
Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков
2.1 Социальные институты и их роль в процессе профилактики наркомании
2.2 Содержание социально-педагогической профилактики наркомании и взаимодействие социальных институтов
Заключение
Список литературы
Совершенствование организации работы
с семьей может идти на федеральном,
региональном уровнях, уровне отдельных
микрорайонов, образовательных учреждений.
Главный ориентир в этой работе –
направленность семьи на «живое»
общение с ребенком, совместную деятельность
и организацию совместного
Как показывают исследования института педагогики и психологии Ярославского государственного университета им. К.Д.Ушинского, исследования ученых Л.В. Байбородовой, Е.А. Ермолиной и И.И. Заярной, подростки, употребляющие наркотики или склонные к употреблению, имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Отличительная особенность сферы досуга – добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм досуговой деятельности.
Большую роль в организации досуга
подростков на сегодняшний день могут
сыграть учреждения дополнительного
образования, которые предоставляют
ребенку широкие возможности
для разнообразной деятельности
в различных образовательных
областях, детских объединениях, группах.
Профилактика наркомании через включение
ребенка в деятельность учреждений
дополнительного образования
Дополнительное образование
Решению проблемы занятости детей и подростков и профилактики отклоняющегося поведения способствует и расширение, создание секций-комплексов, именно в них подросток может выбрать себе занятие по душе после основной учебной деятельности: музыкальная, художественная, спортивная и др. На базе подобных секций возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики и коррекции, которые должны быть рассчитаны как на взрослых воспитателей, родителей, учителей, так и подростков.
Заключение.
Наркомания затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности – поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества не только различными формами девиантного поведения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков, распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу для общества.
Поэтому профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. В ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальное и экономическое благополучие человека. Предоставлять такую информацию должны СМИ и школьные медицинские службы. Семьи детей должны активно взаимодействовать с педагогами для получения этой информации. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества.
В профилактике наркомании важную роль играет пропаганда здорового образа жизни, поэтому школа и родители должны взаимодествовать с различными секциями и кружками,а в идеале создавать их на базе школы. Средства массовой информации так же должны участвовать в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.
Работа по профилактике наркомании ведется всеми перечисленными социальными институтами. Только при правильном их взаимодействии эта работа будет иметь успех.
Список литературы:
1. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.
2. Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. - Уфа, 2008.
3. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2008.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2010.
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2009.
6. ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2008.
7. Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. - М., НаркоНет, 2009.
8. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2009.
9. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,2008.
10. Ковалев С.В. Семь шагов к пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М. - Воронеж, 2008.
11. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2010.
12. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.,2009.
13. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2008.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2008.
15. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2008.
16. Лапшина Д. Будущее России // Молодежная газета. - 8 сентября, 2010.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2009.