Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54
Положение семьи определяется уровнем жизни, который она может обеспечить.
В понятия уровень жизни входят два показателя: прожиточный минимум и средний уровень доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга отражены статистические данные за последние годы. В среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. К началу 2002 года к категории «хронически бедных» были отнесены 55% российских семей, имеющих несовершеннолетних детей. Ниже черты бедности находились 70% населения страны [128].
Важным элементом семейного
неблагополучия до сих пор выступает
жилищная проблема. В 2002 году на учете
для улучшения жилья состояло
шесть млн. российских семей (13%) от общего
количества, в том числе триста
две тысячи молодых семей, триста
семьдесят две тысячи многодетных[28].
Невозможность решения жилищной
проблемы для молодых семей, приводит
к увеличению числа сложных семей,
что в свою очередь служит причиной
нарушения психологических
Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на детско-родительских отношениях, тем самым осложняет процесс их социализации.
Таким образом, рассматривая
социализацию как процесс усвоения
ребенком социокультурного опыта посредством
воспитания, ученые подчеркивают, что
он не просто усваивает этот опыт, а
преобразует его в свои ценности
и ориентации. Проведенный анализ
психолого-педагогических исследований
проблемы социализации дошкольников в
семьях группы риска позволил сделать
выводы, что при деструктивной
модели семейного воспитания процесс
социализации детей нарушается и
требует педагогического
Одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе к адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей.
Накапливающиеся в психологии факты подтверждают влияние развода на развитие и поведение детей. Основными факторами, оказывающие отрицательное воздействие на социализацию ребенка, являются, во-первых, отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности, во-вторых, неустойчивое эмоциональное и психическое состояние матери, ее ошибочное поведение. Данные факторы обуславливают нарушения интеллектуального (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.
Для решения данных проблем
наиболее интересной представляется одна
из социально-педагогических технологий,
а именно, социально-педагогическая
поддержка. Анализ теоретической литературы
показал, что понятие «социально-
Социально-педагогическая поддержка
представляет собой систему средств,
которые обеспечивают помощь детям
в самостоятельном
проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Поэтому создание условий для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика и при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана.
Следовательно, особенности социализации детей, воспитывающихся в неполной семье, обуславливают их социально-педагогическую поддержку, которая направлена на главное - устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка.
ТЕМА:СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1. Азаров Ю.Л. Семейная педагогика. - М., 1990. - с. 176.
2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М., 1999. 348 с.
3. Аликина Е. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сельской школе. // Социальная педагогика. 2007.-№ 4.- С.55.
4. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев.: Радянська школа, 1986. - 130 с.
5. Ю.Башкатов И. Притеснение ребёнка в семье. // Социальная педагогика.-2003.-№3.- С.83.
6. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Монография. Краснодар, 2001. - 220 с.
7. З.Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург.: Сократ, 1995 151 с.
8. Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе. УЦ Перспектива, М., 2008.- С. 3-4.
9. Бестужев-Лада И.В. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель. 1997.- №1,- С. 94-97.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. М., 1998.- 413 с.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 421 с.
12. Бондаренко P.A. Педагогические
условия полоролевой социализации
13. Бородулина Ф.В. Социализация подростка: современные направления исследования. // Мир образования образование в мире. - 2004.- №1.- С. 47
14. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя (мастерство учителя: идеи, советы, предложения). М., Просвещение, 1991. - 176 с.
15. Белоногова В.Н. Гуманизация взаимодействия школы и семьи как фактор становления личности школьника.: Дисс. . канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2000.
16. Беляев В.И., Салтанов E.H. Социальная педагогика: методология, теория, история.- М., РГСУ Союз, 2004. 413 с.
17. Березина В. Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников,- 1994.- №2 С.2-3.
18. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков A.M. Педагогика. Учебник для студентов педагогических специальностей. 4 2.- Волгоград, 2007.- С. 72, 7477, с. 80-83.
19. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -212 с.
20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., Просвещение, 1988. — С.111.
21. Вервекина Ю. Родительский клуб Мы вместе. // Воспитательная работа в школе. 2007.- №3. - С. 25.
22. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики. // Народное образование. 2002.- №6. С. 170 - 174.
23. Волгина М.Н. Психологическое сопровождение подростка из неполной семьи. // Воспитание и развитие личности. М.: Институт развития личности РАО, 1997. - С. 43-44.
24. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика. 1992.- №5/6 С. 45-49.
25. Гарбузов В.И. Нервные дети. Ленинград. Медицина, М., 1990г- С.96.
26. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Рекомендации социальным педагогам. //Народное образование. 2002.- №6. - С.161 - 169.
27. Дарган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе. // Воспитание школьников.- 2006.- №8,- С.38.
28. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.2000.-С.74.
29. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. -М., Генезис, 2004.- 232 с.
30. Дементьева И.Ф. Неблагополучные семьи как социальная проблема. Семья в России. Семья и права ребёнка. М., 2003. - С.80-95.
31. Дружинина H.H. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей как фактор их успешной социализации.: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2006. -С.21-26, 31-36,120, 129, 170-172, 220.
32. Иванов A.B. Защита ребёнка как педагогическое понятие. // Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. -М: 1995.-С. 47-64.
33. Иванова H. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей. // Социальная педагогика. 2008.- №2. - С. 25.
34. Иванова Н., Фролова Т. Педагогический смысл помощи и поддержки. // Воспитание и поддержка детей в образовании. М.: УВЦ Инноватор, 1996. -С.32-36.
35. Капустина З.Я. Организационно-педагогические
основы деятельности социального педагогаобщеобразовательной
36. Калашникова С., Зикратов В. Муниципальная система раннего выявления семейного неблагополучия. // Социальная педагогика.- 2008.- №3. С.44.
37. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии. // Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1997.- С. 38-39.
38. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
39. Климантова Г.И., Федотовский Т.А. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в РФ: социально-политические последствия технологии решения. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. - №14. -С.207.
40. Ковалёв C.B. Психология семейных отношений.- М., 1987. С.4.
41. Ковалёва А.И. Социализация личности. Норма и отклонения. М., 1996.
42. Кожарская, В., Шурмина, И., Щипицина, Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства. // Социальная педагогика. 2007 - №2. С. 24-29.
43. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: доп. учеб. пособие по дисциплинам Социология, Криминология и профилактика преступлений. М-во внутр. дел РФ, Казан, юрид. ин-т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Казань: КЮИ МВД России, 2006.- 378 с.
44. Конвенция о правах ребёнка. // Семейный кодекс РФ. М.: Бек, 1996. - 143 с.
45. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М., 1982.- 238 с.
46. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- С.-190.
47. Коновалова Е.А. Система работы с неблагополучными семьями. // http: www. goo.kz /files/articles / art 150 /dok.
48. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Народное образование. 2001. - №3.-С.24
49. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики. // Социальная педагогика. 2007- №4.- С. 33-38.
50. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация и способы предупреждения. // Социальная педагогика.- 2007.- №3. С.79.
51. Макаренко A.C. Книга для родителей. М., 1985. - 320 с.
52. Неупокоева Н. Семья и школа: открытая диалоговая форма общения. // Социальная педагогика.- 2008.- №1.- С.29.
53. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. М.: Народное образование, 2002. - С. 34.
54. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Дементьева И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений. Часть 2. Технология работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями. М., ИПК и ПРНО МО, 2003. -С.45-48.
55. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Помощь детям группы риска. Методические рекомендации.- М., ИПК и ПРНОМО, 2004. С. 5.
56. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие для студентов ВУЗов.- М., Академия, 2004- Саратов. 256 с.
57. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебное пособие в 2-х кн. -М.:Владос, 1999. кн. 2. С. 213
58. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие в 3-х кн. Книга 3. М.: ГИЦ Владос, 2007. - 463 с.
59. Поталова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.: Автореф. диссертации канд. пед. н.- М., 26 с.
60. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда.: Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 1999.
61. Протасова И. Деятельность
социального педагога по профилактике
делинквентного поведения подростков
в условиях общеобразовательного
62. Ротанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности.: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. -180 с.
63. Социальная компетентность классного
64. Социология. Учеб.- метод, комплекс для студентов всех специальностей. / сост. Т.М.Прохорова, Б.Т.Мордвинцев. М., 1999.- С.8
65. Степанов E.H. Как воспитывать толерантность. // Народное образование. -2001.-№9.-С. 91-97.
66. Степанов E.H. Педагогическая поддержка ребёнка в решении проблемы. // Классный руководитель. 2006.- №5.- С.7-15.
67. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье. // Воспитание школьников. 2002. - №3. С. 16 - 17.
68. Социальная педагогика / под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. -С.67.
Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей