Виды детских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1. Ирга в воспитательном процессе…………………………………………………
2. Классификация детских игр……………………………………………………….
2.1. Сюжетно-ролевые творческие игры…………………….....................................
2. 2. Строительные игры.
2.3. Игры - драматизации
2.4. Подвижные игры.
2.5. Дидактические игры.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

виды детских игр.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Поиск ответов на возникшие  игровые проблемы повышает позновательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающие  значение игры состоит не только в  реализации возможностей всестороннего  развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

 

2. Классификация детских игр.

 

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности  детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные  попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт).

Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие)  и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

 

2.1. Сюжетно-ролевые творческие игры.

 

Сюжетно-ролевые творческие игры —  это игры, которые придумывают  сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка  об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

 В играх проявляется творческое  воображение ребенка, который  учится оперировать предметами  и игрушками как символами  явления окружающей жизни, придумывает  разнообразные комбинации превращения,  через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин)3.

 В играх ребенок не только  отражает окружающую жизнь, но  и перестраивает ее, создает желанное  будущее. Как писал Л. С. Выготский  в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»4.

 В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

 Игра занимает большое место  в системе физического, нравственного,  трудового и эстетического воспитания  дошкольников.

 Нередко игра служит поводом  для сообщения дошкольникам новых  знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

 Творческую игру нельзя подчинить  узким дидактическим целям, с  ее помощью решаются основные  воспитательные задачи.

 Интересная игра повышает  умственную активность ребенка,  и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

 Играя, дети учатся применять  свои знания и умения на  практике, пользоваться ими в  разных условиях. В творческих  играх открывается широкий простор  для выдумки, экспериментирования.  В играх с правилами требуется  мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

 Взаимосвязь образа, игрового  действия и слова составляет  стержень игровой деятельности, служит средством отображения  действительности5.

 Основными структурными элементами  игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

 Игровой замысел  - это общее определение того, во что и как будут играть  дети.

 Он формулируется  в речи, отражается в самих  игровых действиях, оформляется  в игровом содержании и является  стержнем игры. По игровому замыслу  игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры  в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

 Сюжет, содержание  игры - это то, что составляет ее  живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых  действий, взаимоотношения детей.  Содержание игры делает ее  привлекательной, возбуждает интерес  и желание играть.

 Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

 Все эти структурные  элементы игры являются более  или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр6.

 Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение  быта, труда взрослых, событий общественной  жизни); по организации, количеству  участников (индивидуальные, групповые,  коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

 

2. 2. Строительные игры.

 

Строительная игра –  это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение  окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

 Строительная игра  в некоторой степени сходна  с сюжетно-ролевой и рассматривается  как её разновидность. У них  один источник – окружающая  жизнь. Дети в игре строят  мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

 Различие между  этими играми состоит в том,  что в сюжетно-ролевой игре, прежде  всего, отображаются разнообразные  явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

 Воспитателю важно  учитывать взаимосвязь, взаимодействие  сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задаёт цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков – у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

 В старших группах дети  в течении длительного времени  возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

 Воспитательное и развивающее  влияние строительных игр заключено  в идейном содержании отражаемых  в них явлений, в овладении  детьми способами строительства,  в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

 В процессе строительных  игр воспитатель учит детей  наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх – вниз, длинный – короткий, широкий – узкий, выше – ниже, длиннее – короче и т.п.

 При правильном руководстве  строительные игры содействуют  решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать всё аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.

 Строительные игры способствуют  эстетическому воспитанию и развитию детей. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Наблюдение за работой строителей даёт детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей.

 Строительные игры имеют  важное значение и для физического  воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

 Для строительных игр созданы  специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические  тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушария и т.д.), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы  и т.д.) и вспомогательные материалы для украшения построек.

 В строительных играх используются  и обычные, чаще всего сюжетно-образные  игрушки. Широко применяются и  природные материалы: глина, песок,  снег, камешки, шишки, тростник  и др.

 Руководство строительными  играми. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

 а) расширение представлений  детей и направление их внимания  на труд строителей, используемую  ими технику;

 б) обучение способам строительства,  воспитание и развитие самостоятельности  и активности мышления, конструктивно-творческих  способностей;

 в) формирование трудолюбия, развития правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

 В программе воспитания в  детском саду для младших групп  предусмотрены строительные игры  с игрушками, занятия со строительным  материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям, формирование простейших, но чётких и прочных умений.

 Руководство воспитателя заключается  в создании игровой среды –  отборе строительного материала.  Детям даются кубики, кирпичики,  призмы, позднее – соединяющие  доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. Предпочтение следует отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, малоустойчив в постройках, а потому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей.

 Материала должно  быть достаточно для того, чтобы  могли играть все желающие. В  играх детей 2-3 лет нет замысла  или сюжета. Малышей привлекает  сам материал. Они разбирают кубики  и кирпичики, переносят, перекладывают  их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими ит.п7.

В старшей группе большое  значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает детям о цели игры, последовательности игровых действий, распределение обязанностей, поощряет обсуждение ими игрового замысла, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у детей самостоятельность мысли и поиска.

 Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от неё, интерес к ней и тем самым её длительность.

 С детьми старшей  группы возможно обсуждение хода  строительной игры, качества действий  её участников, так как они  стремятся хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания.

 Строительные игры  в подготовительной группе отличаются  более разнообразными замыслами,  так как дети шире знакомятся  с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых, причём воспроизводят не отдельные явления, а комплекс их. Например, дети, изображая процесс строительства, распределяют свои обязанности: одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Иногда часть из них строят вспомогательные сооружения, связанные с основными: столовую, клуб, медицинский пункт и т.д.

Информация о работе Виды детских игр