Виды и типы занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные виды организации занятий (путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. ) [1, с. 45]. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых видов организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДУ.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Комплексные занятия  могут быть организованы на самые  разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 

Литература

  1. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.  Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Высшая школа, 1999. – 150 с.
  4. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска». Блок «Человек и природа». – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 99 с.

 

Экологический КВН для детей 5–6 лет: «Знатоки природы»

 

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы у дошкольников.

Программное содержание: закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений; развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам; закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением звуков, активизировать словарь.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций  о природе: «Дикие животные»,  «Домашние животные», «Времена года», «Перелётные птицы».

- чтение художественной  литературы: И. Винокуров «Кто  как зимует»; М. Пришвин «Этажи  леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»;  И. Бунин «Метель»; Е. Благинина  «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Э.  Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; пословицы.

- экологические беседы  «Как помочь птицам зимой»; «Живые  ли деревья зимой»; «Мой домашний  любимец»; «Как живётся диким  животным в лесу»; «Кто в  лесу «вредный», а кто «полезный»? »; «Природа и человек»; «Правила друзей леса».

Оборудование: песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ.

Ход КВНа.

1. Воспитатель читает  стихотворение:

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

2. Сообщение темы КВНа.

- Тема нашего КВНа  «Знатоки природы».

Мы с вами сегодня  совершим путешествие в мир природы, наш КВН выявит, кто из команд лучший знаток природы, и заслуживает звание самой дружной, весёлой и находчивой.

- Мы начинаем КВН!  Для того чтобы начать игру, нужно разделиться на команды.  У меня в мешочке фишки двух  цветов: красные и зелёные. Вы  берете каждый по одной фишке,  кто вытянул красную фишку,  образуют команду «Ёлочка», кто вытянул зелёную – «Грибок». Выберите себе капитана.

- Команды определены, теперь разрешите представить  жюри: это родители нашей группы  они будут оценивать, ответы  и каждой команде, будут выставляться  баллы. 

- Объявляю о начале  игры!

1 конкурс – разминка «Договори пословицу».

Без труда не вынешь рыбку  из …. (пруда) .

Слово не воробей, вылетит…. (не поймаешь) .

За двумя зайцами  погонишься, ни одного…. (не поймаешь) .

Знает кошка, чьё мясо…. (съела) .

2 конкурс «Подбери  слово»

Вам нужно подобрать слова с противоположным значением.

- лес может быть  густым, а может быть и…. (редким)

- волк- зверь большой,  а ёж…. (маленький) 

- весна бывает ранняя, а бывает…. (поздняя) 

- ягоды малины сладкие,  а ягоды рябины…. (горькие) .

- январь год начинает, а декабрь…. (кончает)

- зимой, особенно в  феврале, часто бывают метели, т. е…. (вьюга, пурга) .

3 конкурс «Собери и  расскажи»

- Как вы думаете,  природа зависит от человека?

Дети: Да, мы можем её защитить.

Посадим маленькие деревца, чтобы они очищали воздух.

Кормим зимой птиц, делаем им кормушки.

Летом высаживаем цветы  для красоты и. т. д.

- Что должен делать  человек, чтобы сохранить природу? 

Дети: На отдыхе не оставлять  мусор.

Нельзя рубить деревья.

Нельзя охотиться на животных.

Рвать цветы охапками и. т. д.

Вам нужно собрать  картинку и рассказать, о ней.

4 конкурс «Загадки»

- Не портной, а всю  жизнь с иголками ходит. (Ёж)

- По горам, по долам  ходит шуба да кафтан. (Овца)

- Зимой спит, летом  ульи ворошит. (Медведь) 

- Маленькие ножки,  боится кошки, живёт в норке, любит корки. (Мышь)

- Хвост пушистый, мех  золотистый, в лесу живёт, в  деревне кур крадёт. (Лиса)

- Снег на полях,  лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает. (Зимой) 

- На потолке, в уголке  висит сито, не руками свито. (Паутина) 

- Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)

- Тает снежок, ожил  лужок, день прибывает, когда  это бывает? (Весной)

- У стеклянных берегов  не бывает рыбаков. (Аквариум)

5 конкурс «Что сначала,  что потом».

Команды должны расставить цифры под картинками (произрастание растений) .

Игровая пауза.

6 конкурс «Нарисуй  закрытыми глазами животное»

Команда «Ёлочка» рисуют – кошку.

Команда «Грибок» – лису.

7 конкурс «Блиц» - «Занимательные  вопросы».

Для команды «Ёлочка».

- У кого из животных  есть иголки? (Ёж, ехидна)

- Кто в лесу всю  зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)

- Чем выделяется берёза  среди других деревьев? (Цветом  ствола)

- Какую птицу называют  лесным доктором? (Дятел) 

Для команды «Грибок».

- Кого называют шатуном? (Медведь) .

- У какого домашнего  животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца,

олень)

- Какое животное можно  назвать длинноухим? (Заяц, осёл)

- Птица, в которую  превратился «гадкий утёнок»? (Лебедь)

8 конкурс «Живые картинки»

Воспитатель: Сейчас нашим  командам предстоит выполнить ещё одно интересное задание. Надо «оживить» некоторые из этих картинок, без слов при помощи движений. Это будет загадка- пантомима для команды соперников. Капитаны команд вытягивают по две картинки. Жюри оценивают не только правильность ответов, но и остроумность, точность пантомимы.

Команда «Ёлочка»: медведь, волк.

Команда «Грибок» заяц, ёжик.

Итог:

- Ну, вот и подходит  к завершению наша игра.

Воспитатель читает стихотворение:

Не привыкайте к чудесам! Прикладывайтесь  к родникам -

Дивитесь им, дивитесь! Ничто не повторится!

Не привыкайте к небесам! За мигом  миг, за часом час

Глазами к ним тянитесь! Впадайте в удивленье.

Приглядывайтесь к облакам, Всё  будет так и всё не так

Присматривайтесь к птицам, Через  одно мгновенье!

Попросим жюри объявить результаты.

- Давайте все вместе порадуемся  за наших победителей, крикнем  им «УРА! »

Вы поняли, что для того чтобы  победить, нужно быть дружными, умными и наблюдательными.

- А теперь перейдём к самому  приятному – награждению.

 


Информация о работе Виды и типы занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста